Время новостей
     N°60, 09 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.04.2008
Пятнадцатилетний капитан
Алексей Кудрин хочет планировать работу министерств и ведомств на десятилетия вперед
К 1 августа 2008 года Министерство финансов представит модель финансового плана на 15 лет. Об этом на расширенном заседании коллегии Минфина заявил вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. В качестве нового обоснования своего бюджетно-финансового консерватизма он также представил слушателям свою новую теорию антициклического управления экономикой. Министерство экономического развития традиционно попыталось поспорить со своими коллегами по макроэкономическому блоку правительства, а премьер Виктор Зубков посоветовал Минфину лучше подумать об инфляции и к концу апреля предложить для борьбы с ней «универсальные механизмы». О возможном снижении налогов речь на мероприятии так и не зашла.

Минфин не ожидает в этом году превышения запланированного уровня инфляции, заявил министр финансов. "Мы думаем, что у нас есть хорошие шансы по базовым фундаментальным показателям прийти к запланированному уровню инфляции", -- заявил он. Инфляция в этом году прогнозируется Минфином в коридоре от 7 до 9,5%. Уточнение же макроэкономического прогноза, которое намечено на август, будет незначительным, поспешил он закрыть тему.

Перспективы планирования на далекое будущее увлекают министра финансов не меньше, а даже больше, чем текущая борьба с ростом цен. 15-летнее планирование, по словам главы Минфина, вовсе не предел. В других странах финансовые планы пишутся на десятилетия, пояснил министр Кудрин, в Австралии -- на 40 лет, в Великобритании -- на 50 лет, в США -- на 70 лет. Для столь долгосрочного планирования у российских финансовых властей, по признанию г-на Кудрина, нет пока методик, но начинать их создавать уже пора. В поисках инструментария для создания долгосрочных планов Минфин обещает привлекать к работе ученых.

В результате отсутствия перспективного планирования не увязаны между собой различные ведомственные и отраслевые «стратегии развития», рассчитанные максимум до 2012--2013 годов, посетовал министр финансов. Как пояснил Алексей Кудрин, «ставится задача к 2010 году удвоить объемы строительства дорог, а к 2012-му -- утроить, но без финансового плана трудно прогнозировать, будут ли исполнены эти обещания, пенсионные же и демографические проблемы лучше улавливаются в разрезе 50 лет».

Вместе с тем в долгосрочном планировании, по мнению министра финансов, важно не перестараться. «Многие ключевые закономерности в силу молодости нашей экономики нам пока не заметны, но важно избежать искушения планировать базовый вариант плана на теории экономического цикла, особенно понимая под цикличностью цены на нефть. Государство обязано проводить антициклическую политику сбалансированности и предсказуемости, избегая жестких «приземлений» в период спада экономики и следующего за этим кризиса», -- в очередной раз предостерег г-н Кудрин всех привыкших думать о будущем исключительно "в баррелях". «Есть соблазн в планировании основываться на нефтяных ценах, но за 15 лет государство наверняка столкнется с иными «циклами», не связанными с нефтяными ценами, и даже при устойчивых ценах на нефть при таком раскладе в экономике будут накапливаться диспропорции», -- предположил министр финансов. Поэтому важно иметь в качестве резервного сценарий более медленного развития экономики, чем нам бы хотелось, резюмировал он.

Министерство экономического развития в лице его главы Эльвиры Набиуллиной признало справедливость кудринского тезиса о слишком коротких горизонтах планирования. "Все содержательные действия по смене приоритетов относятся сегодня за горизонт 2011--2012 годов», -- согласилась она. Но в долгосрочном планировании у министра экономического развития другой резон, нежели у министра финансов. Поэтому глава МЭРТ предложила несколько иное направление для размышлений. «В экономике нужно высвобождать резервы для маневра, оптимизируя старые обязательства. Цифры роста экономики впечатляют, но все преимущества экономика исчерпала: дешевая рабочая сила стала дорогой, а ТЭК теряет свою роль локомотива экономики», -- пояснила г-жа Набиуллина. Нынешняя же бюджетная система, по мнению главы МЭРТ, абсолютно непригодна для экономического роста: система планирования инерционно воспроизводит систему расходов.

Ведомственные споры, похоже, порядком надоели премьеру Виктору Зубкову. Глава кабинета министров отметил, что пора преодолеть разобщенность ведомств в подходах к макроэкономическому прогнозированию и бюджетному планированию, поручив Минфину, МЭРТ и Центробанку, наконец, согласовать свои планы. Отдельно упомянул глава правительства об исполнительской дисциплине. Минфин, по словам премьера, за прошедший год удовлетворительно исполнил лишь треть контрольных заданий, порученных правительством и президентом.

Присутствовавшие на коллегии представители бизнеса не поддержали ни г-на Кудрина, ни г-жу Набиуллину. "Структурные реформы -- это хорошо, но они тормозятся нехваткой инвестиций", -- заявил вице-президент РСПП Игорь Юргенс. Государство, по его словам, сейчас занято «выращиванием» госсектора, а не созданием условий для эффективной экономики. «Государству достаточно контролировать лишь те сферы, где отсутствие госконтроля критично: вооружения, космос, фундаментальную науку, а во всем остальном бизнес сам должен определять «точки роста», -- полагает он.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин взглянул на проблемы "сверху". Россия, получив исключительный грант в виде сверхдоходов от высоких нефтяных цен, расслабилась, причем расслабилось не только правительство, но и бизнес, считает он. Деловая активность бизнеса сегодня вполовину меньшая, чем могла бы и должна была быть, уверен бывший министр экономики. «Гляжу на деловой класс и вижу, что он готов получать удовольствие, а бизнес отходит на второй план», -- заявил Евгений Ясин, комментируя некоторые предложения выступавших.

Ирина СКЛЯРОВА