Время новостей
     N°81, 13 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.05.2008
Много кино. Как минимум разного
«Кинотавр» объявил свою программу
Главный российский кинофестиваль откроется 7 июня фильмом Александра Прошкина «Живи и помни». Всего же в конкурсной программе 15 картин, отобранных из 130 произведений, присланных на конкурс. Нельзя сказать, утверждает программный директор фестиваля Ситора Алиева, что количество снятых фильмов пошло на пользу их качеству: «Многие из тех, что остались за бортом, часто не то что к искусству, даже к ремеслу особого отношения не имеют». В конечном итоге соревнование за место под солнцем Сочи выиграли в основном известные компании, «давно имеющие вес в киноиндустрии, продуманную политику и профессиональный редакторский состав», а потому предложившие фильмы достойные и интересные. Причем шесть из конкурсных фильмов -- дебюты или вторые работы начинающих режиссеров. Так что смена поколений в кино будет продемонстрирована наглядно. Вторая особенность программы -- увеличение количества копродукции -- среди партнеров Куба («Океан» Михаила Косырева-Нестерова) и Казахстан («Баксы» Гуки Омаровой), Болгария («Пленный» Алексея Учителя).

Главное же отличие конкурсной программы этого года -- ее разнообразие. В ней оказались представлены практически все типы современного кинематографа, и потому особенно интересно, кого предпочтет жюри. Потому что выбирать придется не лучший из подобных, уровень фильмов на удивление ровный, а скорее тот фильм, тип которого, по мнению судей, наиболее актуален, важен и значим для современного кинематографа. А жюри в этом году явно придется много спорить, потому что вкусовые пристрастия и эстетические предпочтения у его членов явно разные. Под председательством режиссера Павла Чухрая ломать голову над премиальным раскладом будут такие разные люди, как режиссер и педагог Марина Разбежкина, продюсер «Свободного плавания» и «Простых вещей» Роман Борисевич, актриса Марина Голуб и киновед Елена Стишова и кто-нибудь еще, кого пока не назвали. И очень любопытно, что именно они выберут...

Потому что в программе есть классическая по форме и серьезная по содержанию картина «Живи и помни» по повести Валентина Распутина, снятая Александром Прошкиным, автором «Холодного лета пятьдесят третьего» и сериала «Доктор Живаго», с Дарьей Мороз, Сергеем Маковецким, Евгенией Глушенко и Анной Михалковой в главных ролях. И соизмеримая с ней, тоже и социальная и поэтическая картина Алексея Учителя «Пленный» по рассказу Владимира Маканина.

А есть документальная и провоцирующая картина Виталия Манского «Девственность», про то, на что готовы молодые люди ради славы или денег, с ними самими в главных ролях.

Есть пример «синема верите» в духе новой каннской моды -- «Шультес» Бакура Бакурадзе (фильм будет представлен и на Каннском фестивале, в двухнедельнике режиссеров), где нет ни одного известного актера. И напоминающие по настроению о кинематографе 70-х лирические новеллы «Четыре возраста любви» Сергея Мокрицкого, известного оператора, дебютирующего в качестве режиссера, где замечательно сыграли Игорь Ясулович и Лия Ахеджакова. Молодежная драма «Скажи Лео» лауреата «Кинотавра» в коротком метре Леонида Рыбакова, спродюсированная Анной Михалковой. Психологическая комедия «Плюс один» Оксаны Бычковой, автора так понравившегося народу «Питера FM».

Любителям острых ощущений можно рекомендовать антиутопический триллер «Новая земля» Александра Мельника, где людей убивают пачками и даже едят. Или остро социальный детектив «Тот, кто гасит свет» Андрея Либенсона, с Алексеем Гуськовым в роли следователя и Андреем Смоляковым с Артуром Смоляниновым, сыгравшими плохих милиционеров. Тем, кому интересна мистика, тайны российской глубинки и религиозные поиски, должна очень понравиться драма «Юрьев день», снятая Кириллом Серебренниковым по сценарию Юрия Арабова. И примерно о том же, но на другом материале «Дикое поле»: известный сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова воплотил Михаил Калатозишвили.

Есть еще «Океан», снятый на Кубе, с кубинскими актерами, вроде бы этнографический фильм в упаковке от мелодрамы, с невероятно красивыми пейзажами и совершенно нездешним светом.

Фантастическая арабеска «Нирвана» Игоря Волошина, где банальная любовная история превращается в странный и увлекательный сон благодаря необычным гримам и костюмам. Фильм Гуки Омаровой «Баксы» -- ударение на последнем слоге, поскольку речь идет не о деньгах, а о казахской шаманке, проклятие которой дорого обходится и обидчику и его окружению. И наконец, мелодрама про новых калмыцких «Старшая жена», где в роли калмыцких крестьян можно увидеть Андрея Панина и Ирину Розанову, а их антагонистов сыграли Александр Домогаров и Лидия Вележева.

Но это только один конкурс, главный, однако есть еще и короткий метр -- в сущности, кладовая новых имен. Будет два специальных показа -- новый фильм о войне заслуженного мастера Петра Тодоровского «Риорита» и международная -- российско-американо-арабская картина «Чужие» Юрия Грымова, которая непременно вызовет горячие споры.

В сопровождающей программе самые сильные ожидания я бы возложила на «Летнюю эйфорию» Андрея Плахова, где будут показаны фильмы, снятые нашими документалистами -- юной Валерией Гай Германикой «Все умрут, а я останусь» (игровой вариант ее первой заметной работы про трех школьниц из спального района) и практически классиком Сергеем Лозницей «Представление» (монтажная картина из хроники 60-х о наших представлениях о счастье, о нормальной жизни, об идеалах и будущем), а также фильмы Аркадия Ипполитова «Список кораблей» и Евгения Митты и Александра Шейна «Олег Кулик. Вызов и провокация».

Но будет еще и «Кино на площади» с хитами вроде продолжения «Иронии судьбы», «12», «Монгола» и новыми фильмами -- «Зеленый театр в Земфире», «Игра», «Антисекс» и др.

Будут питчинги -- представление новых кинопроектов, «круглые столы», программы старого кино с фильмами, которые стали классикой, и с теми, которых мы не заметили.

И все это в короткий отрезок с 7 по 15 июня, за какие-то девять дней, плюс обычные вечеринки, посиделки, концерты, шествия по звездной дорожке и в завершение, нарушая все традиции, «Да будет свет» Мартина Скорсезе, чтобы продемонстрировать, что «искусство не знает границ и национальностей».

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино