Время новостей
     N°92, 28 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2008
Флеминга убила «Шаровая молния»
"Отец" Джеймса Бонда поплатился за попытку выдать чужой сценарий за свой роман
Сегодня многомиллионная армия поклонников Джеймса Бонда отмечает столетний юбилей английского писателя Йэна Флеминга. Продюсеры очень хотели выпустить к юбилею очередной, 22-й по счету, фильм бондианы. Но «Квант утешения» выйдет на экраны не в мае, а в ноябре.

Официально бондиана началась в 1962 году, когда Кабби Брокколи и Гарри Зальцман выпустили «Доктор Но». Но далеко не все знают, что первый фильм о приключениях агента 007, «Шаровая молния», должен был выйти в 1960 году, что снимать его должен был сам Альфред Хичкок, а сниматься в главной роли -- Ричард Бартон. Йэн Флеминг дважды садился за сценарий, но в конце концов отказался от этой затеи. В письме ирландскому продюсеру Кевину Макклори он пожаловался на отсутствие «идей в голове». Сценарий к «Шаровой молнии» написал британский сценарист Джек Уиттингэм, которому помогал Макклори.

Какое-то время Макклори безуспешно искал деньги на съемки. Когда стало окончательно ясно, что из проекта ничего не получится, разочарованный Флеминг уехал на Ямайку писать свой очередной роман о подвигах Бонда. Однако на своей вилле «Золотой глаз» он неожиданно обнаружил, что не знает, о чем писать. Под давлением издателя, требовавшего по роману в год и отказывавшегося переносить дату сдачи рукописи, Флеминг решил пойти самым легким путем -- сделать из сценария «Шаровой молнии» роман. Он не только не спросил разрешения у Макклори, который к тому времени стал правообладателем сценария, и Уиттингэма, но и не упомянул их в выходных данных.

Сейчас трудно судить о причине подобной неосмотрительности. Учитывая характер Флеминга, можно предположить, что во всем виноват его снобизм. Вероятно, известный писатель, учившийся в Итоне и Сэндхерсте и служивший в годы войны в морской разведке, считал, что легко справится с выскочкой Макклори. Но тот, прочитав «Шаровую молнию» в марте 1961 года, тут же обратился в суд с требованием прекратить печать книги.

Загорелый Флеминг, только что вернувшийся с Ямайки, сидел на последнем ряду в зале суда в безупречном фланелевом костюме и галстуке в горошек и слушал, как его обвиняют в плагиате. Через полтора часа судья пришел к выводу, что процесс издания «Шаровой молнии» зашел слишком далеко, чтобы его останавливать. Макклори проиграл сражение, но был полон решимости выиграть войну. Буквально на следующий день он обратился с апелляцией в вышестоящую инстанцию.

20 ноября 1963 года в зале лондонского Высокого суда справедливости яблоку было негде упасть. Разбиралось дело по обвинению Йэна Флеминга в плагиате. Джек Уиттингэм показал под присягой, что вклад Флеминга в написание сценария был практически равен нулю. Множество заимствований подтвердили и литературные эксперты. Положение Йэна Флеминга казалось безнадежным. Тем не менее он каждое утро приезжал в суд на такси с другом Иваром Брюсом и утверждал, что сам написал «Шаровую молнию». На третий день процесса Флеминг в последний раз отказался от возможности решить дело во внесудебном порядке, но уже через шесть дней изменил решение.

Кевин Макклори занял свидетельское место и уже собрался давать показания, когда судья неожиданно прервал заседание и объявил, что ответчик признает свою вину. Биографы Йэна Флеминга считают, что его уговорил Брюс, который оплачивал защиту. Анна, супруга писателя, проклинала его и даже написала на книге «Алмазы навсегда», в которой есть посвящение ему, такие слова: «Он предал Йэна в деле «Шаровой молнии». Сам Флеминг позднее тоже выражал недовольство настойчивостью друга.

Между тем Иваром Брюсом двигала исключительно забота о Флеминге, здоровье которого оставляло желать лучшего. У Йэна было слабое сердце. Он много лет выпивал каждый день по бутылке джина и выкуривал по 70 сигарет. 12 апреля 1961 года, т.е. менее чем через две недели после неудачной попытки Макклори остановить печать книги, у Флеминга случился серьезный сердечный приступ. Он месяц провел в больнице. Доктора настойчиво рекомендовали поменьше курить и пить, но он пропустил совет мимо ушей, потому что не мог жить вполсилы. Совсем недавно стало известно, что уже во время процесса Йэн Флеминг перенес еще два приступа. Беспокоясь за жизнь друга, Брюс уговорил его прекратить бесполезную борьбу и признать вину.

Победа Кевина Макклори была безоговорочной. Суд присудил ему 50 тыс. фунтов стерлингов -- большие деньги в те времена. Кроме этого, Флеминг должен был оплатить и судебные издержки. Но самым главным было, конечно, то, что судья передал Макклори права на экранизацию «Шаровой молнии». Фильм, кстати, самый успешный из всей бондианы в финансовом отношении, Кевин Макклори снял в 1965 году вместе с Брокколи и Зальцманом. Он сохранил права на ремейк, в результате чего через 18 лет на экраны вышла картина «Никогда не говори никогда» с Коннери и Бейсингер.

Кевин Макклори много лет требовал у продюсеров бондианы долю от трехмиллиардных прибылей на том основании, что сценарий «Шаровой молнии» сыграл большую роль в рождении экранного образа Бонда. Его притязания были отвергнуты лос-анджелесским судом в 2001 году. Скончался Макклори 20 ноября 2006-го. Несмотря на миллионы, заработанные на «Шаровой молнии», умер он в бедности -- все деньги ушли на судебные издержки и неудачные инвестиции. Джеку Уиттингэму «Шаровая молния» денег не принесла. Макклори, обещавший долю после выхода фильма, его обманул. Уиттингэм, вклад которого в бондиану сейчас забыт, умер в 1972 году.

Что касается Йэна Флеминга, то он вышел из здания Высокого суда униженным человеком с окончательно подорванным здоровьем. 12 августа 1964 года он скончался после очередного сердечного приступа. Флеминг умер на пике славы и финансового успеха. Его романы издавались феноменальными тиражами. Йэн успел увидеть два первых фильма бондианы, но до рождения всепланетного феномена Бонда, которым тот во многом обязан «Шаровой молнии», значительно ускорившей смерть писателя, не дожил.

Несмотря на слабое сердце, Йэн Флеминг в течение многих лет выпивал каждый день по бутылке джина и выкуривал по 70 сигарет

Сергей МАНУКОВ