Время новостей
     N°98, 05 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2008
Электрический дебют
Министр энергетики принял от РАО «ЕЭС» эстафету реформы отрасли
Сергей Шматко вчера впервые публично выступал в качестве министра энергетики -- он отчитывался в Госдуме за реформирование электроэнергетики. И заметно волновался -- перед выступлением долго ходил по этажам Госдумы (один -- даже без помощника или охраны) и искал вход в зал заседаний. В этот момент его заметили журналисты, но он не стал отвечать ни на какие вопросы -- только спросил, где же все-таки находится злополучный вход в зал заседаний. Едва он зашел в зал, как начался правительственный час.

Первое выступление получилось не программным, а статистическим. Г-н Шматко сообщил, что сейчас представляет собой электроэнергетика. А затем заявил, что в связи с реорганизацией РАО «ЕЭС России» Минэнерго планирует серьезно заняться проблемами надежности энергоснабжения. «Министерству энергетики поручено отработать и внести предложения по созданию штаба на федеральном уровне, который будет обеспечивать координацию действий субъектов отрасли в случае нештатной ситуации, -- заявил министр. -- Минэнерго также включится в работу по созданию региональных штабов, обеспечивающих надежность энергоснабжения».

Тема же надежности заинтересовала только одного депутата -- коммуниста Бориса Кашина. Он спросил министра о том, нужен ли отрасли закон о чрезвычайных ситуациях в электроэнергетике, так как во время аварии в московском регионе в 2005 году координации действий не наблюдалось. А сейчас в отрасли будут доминировать частные компании, поэтому, как считает г-н Кашин, необходимо регулировать их действия в случае аварий. «Очень справедливый, очень важный и, самое главное, очень актуальный вопрос, -- ответил г-н Шматко. -- И я очень рад, что наши предложения по созданию штаба на федеральном уровне нашли понимание внутри правительства. Должен отметить, что в законе «Об электроэнергетике» прописана роль штабов по безопасности. То есть у нас есть нормативно-правовое обеспечение. Но вы абсолютно правы в том, что мы еще только начинаем чувствовать, каким образом будет складываться диалог с представителями частного бизнеса, с новыми игроками на рынке. В этом плане работа идет, так сказать, в дружеском диалоге, но есть еще вещи, которые, на мой взгляд, помогут нам утяжелить этот диалог. Я считаю, что, например, вопросы контроля и надзора в области электроэнергетики должны быть если не пересмотрены, то как минимум проанализированы и актуализированы. И даже может быть, по-другому структурированы. Это может быть действенным инструментом с точки зрения равноправного, справедливого диалога с новыми собственниками».

Депутатов же больше волновало совсем не это. Владимир Жириновский вступил в перепалку с главой РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом относительно строительства ГЭС: по мнению лидера ЛДПР, гидроэнергетика стране приносит больше вреда, чем пользы, -- из-за того, что станции строятся на равнинных участках и из-за этого получается огромная зона затопления. Было невооруженным глазом видно, что речь идет о планах по строительству Эвенкийской ГЭС, которая должна стать самой крупной в стране электростанцией мощностью 8000 МВт на первом этапе с возможностью увеличения до 20 000 МВт. Уже больше года идут дебаты о необходимости строительства этой станции -- экологи выступают против, так как образуется достаточно большая зона затопления, в которую попадут леса, месторождения цветных и драгоценных металлов, а также нефти и газа. Разумеется, компании, которые собираются вести там добычу, не заинтересованы в строительстве ГЭС, которое так активно лоббировали г-н Чубайс и «ГидроОГК». Энергетики же, как вчера говорил глава РАО, напротив, готовы строить ГЭС в Сибири, так как водный потенциал России используется менее чем на 20%, а за Уралом -- лишь на 3--4%. Но г-на Жириновского это не убедило. Он позднее заявил, что до сих пор нормального хозяина ни у России в целом, ни у российской электроэнергетики не было, а виноваты во всем коммунисты, которые привили всем нынешним руководителям советский образ мышления.

Г-н Шматко предпочел в эту дискуссию не вмешиваться. Поступавшие вопросы он комментировал в общем (как правило, комментарий сводился к тому, что вопрос важный и министерство будет им заниматься), а затем передавал слово г-ну Чубайсу. И лишь на один вопрос он решил ответить конкретно -- о том, как министерство планирует управлять государственными энергокомпаниями -- Системным оператором, Федеральной сетевой компанией, холдингом МРСК, «ГидроОГК». «Мы будем с другими заинтересованными ведомствами формировать советы директоров, -- заявил г-н Шматко. -- И, честно говоря, рассчитываю на то, что нам удастся в этих советах директоров сформировать действительно живой, активный, бизнесориентированный институт управления. Он должен быть подальше от бюрократической атмосферы на заседаниях советов директоров и поближе к пониманию реального бизнеса компаний и реальной ответственности управления».

В завершение правительственного часа министр сообщил, что основная его задача -- проконтролировать, чтобы инвестиционные планы всех энергокомпаний были выполнены и при этом весьма серьезно была повышена ответственность энергетиков за надежность. После чего г-н Чубайс сказал, что он в последний раз находится в Госдуме по вопросам электроэнергетики (сделав акцент на том, что именно по этим вопросам в последний раз), что если бы не критика депутатов, то в реформировании отрасли могли бы быть ошибки и что «еще лет пять надо, чтобы все встало на свои места».

Николай ГОРЕЛОВ