Время новостей
     N°106, 18 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.06.2008
Суд выбил компенсацию
За пытки милиционерами своего бывшего коллеги ответит минфин
Сормовский райсуд Нижнего Новгорода вчера удовлетворил иск общественной правозащитной организации «Межрегиональный комитет против пыток», который был подан в интересах нижегородца Сергея Санкина, пострадавшего от незаконных действий сотрудников милиции. Восемь лет назад милиционеры жестоко избили Сергея, в результате чего он получил инвалидность. Ответчик по иску -- министерство финансов Нижегородской области -- теперь должно выплатить единовременно Сергею Санкину 1 137 тыс. руб. в качестве компенсации вреда здоровью и еще 2 млн руб. -- компенсации морального вреда. Кроме того, до апреля 2009 года ему ежемесячно будет выплачиваться по 17 тыс. рублей.

История Сергея Санкина не просто один из редчайших случаев в российской правовой практике, когда человеку удалось через суд добиться компенсации от государства за милицейский беспредел. Рекордной и прецедентной может считаться сумма возмещения за причиненный вред, которую он должен получить. Обычно гражданам, пострадавшим от незаконных действий правоохранителей, если и удается что-то доказать, то ущерб обычно оценивается весьма скромно и явно неадекватно понесенным страданиям -- в лучшем случае в десятки тысяч рублей. Теперь же это дело может рассматриваться для других людей, попавших в подобную ситуацию, как своего рода образец.

Впрочем, нельзя сказать, что случай г-на Санкина характерен для российской юридической практики. Совершенно очевидно, свою роль в его победе сыграло то, что он не рядовой гражданин, а коллега пытавших его милиционеров, пенсионер МВД, прошедший войну в Чечне. Кроме того, длившееся долгие годы «дело Санкина» сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как его представители обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). К тому же еще не решен до конца вопрос и получения назначенных ему выплат. Во-первых, решение суда еще может быть обжаловано. Во-вторых, и после его вступления в силу добиться денег от государства будет непросто. Ведь технически вопрос взыскания средств по судебным решениям с госведомств в России до сих пор не урегулирован. Чиновники под разными предлогами могут просто отказываться выплачивать причитающиеся гражданам деньги, и ответственности за это никто понести не может.

31 мая 2000 года между Сергеем Санкиным и его женой произошла обычная бытовая ссора. Супруга потребовала, чтобы Сергей покинул квартиру, которую они снимали. Сергей ответил отказом. Для разрешения конфликта жена вызвала милицию, и по ее вызову из местного отделения прибыл наряд. Санкина попросила стражей порядка вывести мужа из квартиры. Милиционеры объяснили, что она должна в таком случае написать заявление, изложив в нем мотивы, по которым, по ее мнению, это необходимо сделать. Санкина быстро написала требуемое заявление, после чего наряд задержал Санкина и доставил в дежурную часть Сормовского РОВД Нижнего Новгорода. По дороге милиционеры успокаивали Сергея, объясняя, что после того, как с него возьмут объяснение, его отпустят.

Милиционеры доставили его в дежурную часть Сормовского РУВД и передали сотрудникам дежурной части Гуганову и Агееву. Поняв, что его все-таки задерживают, Санкин попросил разъяснить ему причину задержания, а также попросил составить акт изъятия вещей, в котором он должен расписаться. Но в ответ Агеев сдернул с него кроссовки и проводил в камеру для административно-задержанных. Никаких объяснений с Санкина не брали и протокол административного задержания не составляли.

Через некоторое время Санкин стал стучать в дверь, требуя, чтобы его выпустили или дали позвонить. Милиционеры же попросили не шуметь и прекратить стучать. Поняв бесполезность своих требований, Санкин успокоился и прилег на лавке в камере.

Через некоторое время в камеру зашел Агеев. С ним был неизвестный ему милиционер, который был вооружен резиновой палкой. Неизвестный замахнулся на Санкина дубинкой, тот стал закрывать голову руками от ударов. После этого Агеев и неизвестный милиционер взяли его за ноги и за руки и волоком потащили к выходу. Он вышел из камеры, сделал шаг в коридор, думая, что ему позволят позвонить. Однако его завели в соседнюю комнату, где одновременно стали избивать уже пятеро сотрудников милиции.

Избиение продолжалось долго. Когда Санкин очнулся, то уже лежал на полу. Агеев и Гуганов продолжали избивать его ногами. Гуганов, нанося удары, говорил: «Мы же тебя предупреждали, что дождешься. Вот и получай». Примерно то же самое говорил ему Агеев. Когда Санкина били, он кричал: «За что?», «Отпустите, мне больно», «Вам это так просто не пройдет безнаказанно». Однако после этих фраз частота ударов усиливалась. Во время избиения Санкин несколько раз терял сознание. Через некоторое время он очнулся от боли и понял, что его связывают, делая так называемую «ласточку» -- Гуганов надел на него наручники, и с Агеевым они связали его руки и ноги за спиной. Связанным он пролежал продолжительное время, при этом несколько раз терял сознание.

Потом Гуганов и Агеев привели его к заместителю начальника Сормовского РУВД Белову, который занимался разбором материалов об административном правонарушении. На вопрос Белова, имеются ли у него претензии, Санкин сказал, что был избит сотрудниками дежурной части. В ответ на это Гуганов положил на стол начальника рапорт о том, что Санкин оказал сопротивление сотрудникам милиции и поступил в дежурную часть с телесными повреждениями. Санкину сообщили, что материал будет направлен в суд, и его привлекут к административной ответственности.

Следствие по делу Санкина продолжалось пять лет. За это время сменилось несколько следователей. Делом занимались различные инстанции -- прокуратура Сормовского района, прокуратура города Нижнего Новгорода, прокуратура Нижегородской области. Однако каждое дополнительное расследование заканчивалось прекращением дела «ввиду отсутствия в действиях сотрудников милиции состава преступления». За пять лет этого так называемого следствия дело прекращалось десять раз и три раза приостанавливалось. Эта циничная игра в процессуальный «пинг-понг» продолжалась до 2004 года и могла бы продолжаться по сей день.

Но еще в октябре 2001 года, оценив проводимое органами прокуратуры следствие как неэффективное и бесперспективное, нижегородские правозащитники приняли решение обратиться с жалобой в Страсбург. Дело пошло явно быстрее.

В декабре 2005 года Сормовский районный суд Нижнего Новгорода приговорил двух сотрудников сормовской милиции, избивавших Санкина, -- старшего сержанта милиции Алексея Гуганова и сержанта милиции Дмитрия Агеева -- к пяти с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Суд установил, что в мае 2000 года офицер МВД в отставке, боевой летчик, участник контртеррористической операции на Северном Кавказе Сергей Санкин был задержан сотрудниками милиции в собственной квартире в ходе бытовой ссоры, доставлен в отделение милиции и там избит милиционерами Агеевым и Гугановым. Во время избиения Санкин получил сотрясение мозга и многочисленные ушибы лица и туловища. В ходе следствия была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. Согласно заключению медиков, черепно-мозговая травма, причиненная Санкину, послужила причиной возникновения психосоматического расстройства.

Валерий АНТОНОВ, Нижний Новгород