Время новостей
     N°107, 19 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2008
Муравьиный зев
Строитель финансовой пирамиды в Китае предлагал вкладчикам кормить насекомых
Пока в России судебные приставы с энтузиазмом продолжают искать и описывать мало-мальски ценное имущество основателя скандальной компании «МММ» Сергея Мавроди, власти Китая пытаются припугнуть потенциальных строителей своих финансовых пирамид. На днях суд Нанкина огласил суровые приговоры владельцу, генеральному менеджеру и бухгалтеру местной фирмы, заработавшей на доверчивости жадных до высоких дивидендов соотечественников 33,27 млн юаней (4,8 млн долл.). Как сообщило вчера агентство «Синьхуа», верный последователь дела г-на Мавроди и прочих пирамидостроителей Сюй Гуаньчэн приговорен к смертной казни с двухлетней отсрочкой исполнения приговора, его брат Сюй Гуаньцин -- к пожизненному заключению, а единственная угодившая на скамью подсудимых женщина Ма Жумэй -- к 15 годам лишения свободы. Именно такую меру наказания суд счел справедливым возмездием за обман 829 жителей восточной провинции Цзянсу, многие из которых доверили основанной Гуаньчэном компании все свои сбережения и теперь даже не надеются получить их обратно.

История успеха и краха 44-летнего Сюй Гуаньчэна, которому теперь остается лишь уповать на собственную кротость и милость судей (по китайским законам, казнь с отсрочкой исполнения может быть заменена пожизненным заключением в случае полного раскаяния и примерного поведения преступника), подтверждает необъяснимую тягу пирамидостроителей к насекомым. В отличие от того же г-на Мавроди, испытывавшего нежные чувства к бабочкам, Гуаньчэн любил муравьев. И предложил соотечественникам разделить с ним эту любовь, а заодно и свои сбережения.

Как установило следствие, в 2002 году он основал в Нанкине фабрику по разведению этих насекомых, продукты жизнедеятельности которых якобы можно использовать в фармацевтическом производстве. Прятаться за различными аббревиатурами Сюй Гуаньчэн не стал -- назвал фирму своим именем и начал собирать вклады. Своеобразными «акциями» его компании служили муравьиные семьи, живущие на фабрике. Каждый желающий мог купить себе семью насекомых за 400 юаней, доплатить еще 60 юаней за питание для нее в течение года и затем спокойно ждать дивидендов. Через год, уверял энтомолог-любитель, имеющий лишь диплом о среднем профессиональном образовании, да и то в другой сфере, каждая разросшаяся колония делится на 32 новые семьи, и их фирма Гуаньчэна готова выкупать у номинальных владельцев с большим дисконтом -- по 20 юаней за каждую. В любом случае получается 180 юаней прибыли, что, как подсчитал суд, составляет 39,13% годовых -- существенно выше ставок по банковским вкладам.

Естественно, для привлечения вкладчиков была проведена широкая рекламная кампания, причем агитировали за покупку муравьев не люмпены вроде Лени Голубкова, а граждане влиятельные и авторитетные (этим компания Гуаньчэна напоминает уже не «МММ», а скорее не менее печально знаменитые Чара-банк и «Властелину»). Помогла и грамотно организованная народная молва -- из уст в уста передавались рассказы о разбогатевших родственниках дальних знакомых. Внушал доверие и офис в Нанкине, расположенный в престижном деловом комплексе «Центр Новый мир». Встречавшие посетителей служащие извергали из себя потоки географических названий, где якобы расположены филиалы компании Гуаньчэна, а ключевой фразой, магически действовавшей на китайцев, было упоминание штаб-квартиры в Гонконге. Как сообщает «Синьхуа», на суде один из потерпевших, пожилой господин Ху, обливаясь слезами, рассказывал, что фирма выглядела солидной и притягательной настолько, что он приходил туда несколько раз за год, заключил более 20 контрактов на покупку муравьиных семей и в итоге отдал 100 тыс. юаней, накопленных за всю его долгую жизнь.

Эту солидность Сюй Гуаньчэн пытался сохранить и на судебном заседании. Он подробно рассказывал, что собранные деньги инвестировал в объекты недвижимости по всей стране. Из заработанного же, по его словам, до 70% шло на возвращение привлеченных у вкладчиков денег, а остальное -- на развитие производственной базы, НИОКР в области разведения муравьев, операционные расходы компании и ее общественную деятельность. Гуаньчэн уверял, что с помощью непрерывного привлечения капитала клиентов рассчитывал вести развитие компании с расширяющейся цикличностью.

Но в отличие от вкладчиков следователи и суд не оценили этот бизнес-план. В приговоре отмечается, что Сюй Гуаньчэн, Сюй Гуаньцин и Ма Жумэй целенаправленно преувеличивали масштабы деятельности своей компании и привлекали деньги, отчетливо осознавая, что не смогут заплатить такие высокие проценты по вкладам. Это, собственно, подтверждается и тем, что уже через год после начала деятельности создатель «муравьиного мифа» был вынужден в два с лишним раза сократить размер причитающихся вкладчикам дивидендов -- до 17,39% годовых. А потом выплаты и вовсе прекратились. Недовольных совладельцев муравьиных семейств успокаивали все тем же магическим словом «Гонконг» -- мол, все средства уходят для приумножения в этот финансовый рай, но вернуть их оттуда не так-то и просто, одна страна -- две системы, надо понимать.

Но поскольку на этом фантазия пирамидостроителей иссякла, поток жалобщиков потек уже не в офис компании Гуаньчэна, а в полицейский участок. Правда, теперь, когда приговор оглашен, китайским вкладчикам остается лишь корить себя за муравьиное терпение. Суд, безусловно, позаботился о них и своим вердиктом распорядился конфисковать все имущество мошенников, дабы передать его в пользу потерпевших. Вот только, как уточняет агентство «Синьхуа», пока взыскать с основателя муравьиной фабрики и его подельников удалось лишь 1,68 млн юаней, около 160 тыс. долл., и 393 не самые дорогие картины, приобретенные Сюй Гуаньчэном в лучшие для его предприятия времена.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ