|
|
N°150, 19 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бороться бессмысленно: само отомрет
В России милиция время от времени отчитывается: за пять месяцев текущего года на 20% увеличилось количество выявленных правонарушений в сфере авторских и смежных прав. Вот и на днях в Казани накрыт «крупнейший склад», откуда изъяты более полумиллиона «пиратских» CD и DVD-дисков. И в Пензе только что изъято более 10 тыс. дисков пиратской аудиовизуальной продукции.
На Западе нынче борьба переместилась в Интернет, теперь там основное поле пиратской деятельности. Например, в Великобритании ведомство интеллектуальной собственности предложило увеличить размер штрафов для интернет-торговцев, нарушающих авторское право -- с пяти тысяч фунтов, как сейчас, до пятидесяти, то есть деяния, совершаемые в Интернете, будут оцениваться, как те, что происходят в реальности. Данное нововведение стало частью плана защиты «творческой Великобритании», в рамках которого предлагается ввести в качестве наказания еще и тюремное заключения -- до 10 лет.
В России, впрочем, сейчас за пиратство Уголовный кодекс предусматривает до шести лет лишения свободы (статья 146 часть третья УК РФ). Однако это проблемы не решает.
Свою позицию в вопросе борьбы с пиратами и защиты интеллектуальной собственности «Времени новостей» изложил музыкальный критик Александр БЕЛЯЕВ.
Пару месяцев назад обращаются ко мне знакомые пиарщики: дескать, мы тут раскручиваем премию -- журналистам, написавшим лучший антипиратский материал. Я говорю: «Хорошо, а я здесь при чем? Мне, что ли, премию дадут»? «Нет, говорят, вам не дадут, вы не создаете антипиратских материалов» -- прямо по Довлатову. Я отвечаю: «Все мои материалы -- антипиратские!» Тоже невольно кого-то процитировал. Ну, посмеялись, разошлись.
На вышеупомянутом конкурсе наградили одного товарища, блогера-активиста, который в среде нормальных музжурналистов считается настоящим парией. (Названий и имен не привожу не для того, чтобы не делать рекламу, а чтобы не грузить читателей излишними сведениями: хочу обрисовать ситуацию в целом.) Парень -- из тех горе-меломанов, что способны огорошить собеседника вопросом вроде «А что, у Led Zeppelin есть еще хорошие песни, кроме той, ну, про лестницу?» И из тех журналистов, что совершенно серьезно заявляют: «Я музыки не фанат, поэтому я объективен». Это вы тут, дескать, копаетесь в своих Колтрейнах и Майлс Девисах, а не знаете, небось, что в киоске на Киевском вокзале играет. Эдакая фронда. Прочитал я его победительную работу. Ну, эссе как эссе -- нормальный такой набор фактов, ликбез. Как устроена музиндустрия. Почему, дескать, компакт-диск стоит столько-то, хотя пластмасса для него -- в десять раз дешевле? Ну, потому что, знаете ли, есть такое чудо -- авторские права, да рекорд-компания риски несет, и музыку записывать -- дело дорогое. И вот такое вот уважаемый автор вещает чуть не со слезами на глазах. Как пропитанный антиглобалистскими взглядами студент-экономист, пишущий реферат на тему «Как нам обустроить развивающиеся страны». Нормальное претенциозное занудство на четыре с минусом. Но ему дают премию -- не бог весть что, вроде даже вообще без денег. Но почему ему? Да потому что давать больше некому. Все нормальные люди уже успокоились по поводу этой проблемы.
Вот я действительно какого черта не пишу антипиратских материалов? И ведь давно, уже лет пять. А когда-то эта тема меня очень интересовала. Я работал в рекорд-компании, мейджоре EMI, и видел проблему с изнанки. После того как я из компании уволился, я продолжал тихо ненавидеть пиратов и считать, что они разрушают экономику. Это же было правдой! Честно: не было бы пиратства -- жили бы лучше.
А теперь уже с ним и бороться бессмысленно: само отомрет. Пройдет, как насморк, без всяких премий и шумихи в прессе. Сегодня о пиратах и писать нечего. Опять объяснять неразумным согражданам что они-де воруют? Не хочу я своих сограждан считать ворами, да и не воровство это никакое. И не проблема людей, что они не могут отличить пиратский релиз от настоящего... Вот раньше давили на рекорд-компании: снижайте цены. Они снизили. Сейчас уже все, что выпускается по лицензии, стоит буквально на десятку, много -- на четвертной дороже, чем «пиратка». А пиратские релизы как были, так и есть. Выходит, не в ценах дело.
Но это все опять же -- рудименты прошлого.
Потому что главное -- волна бесплатного скачивания давно дошла и до нас. Никто из моих знакомых юношей-девушек моложе двадцати пяти лет вообще не покупает ничего. Ну, только в крайнем случае, в подарок. Вот потребительская модель сегодняшнего дня: закачал из Интернета всего, чего душе угодно, послушал, если совсем зацепило -- можно и купить. На родном CD или даже на виниле.
Пройдите по «Горбухе». Видеопиратов навалом. Есть «болванщики» с mp3. Но такого, как в начале 90-х, чтобы все новинки, рок-классика и альтернатива, через день после релиза -- пиратская партия, и на всех лотках, нету. Выбор откровенно жалкий. Раньше на аллее, ведущей к старой «Горбухе», было с десяток лотков, торгующих одним только джазом. Сейчас спрашиваю у одного смурного продавца фри-джаза, почему у него диски не промышленным способом отпечатаны, а нарезаны, с полиграфией на цветном принтере. Отвечает: я больше штук пяти не делаю. Пять штук! Да это даже закон пиратством не считает. (Больше девяти признается.)
Раньше все решал выбор между дешевым плохого качества (пиратские компакт-диски) и дорогим отменного качества (родные). Сейчас пиратские диски просто не нужны, ни за какие деньги -- раз есть все просто бесплатно: безлимитный Интернет, дешевые болванки, а плееры модели iPod и других моделей емкостью в несколько гигабайт, так сказать, «будничное явление наших будней». Можете любить или ненавидеть сложившуюся ситуацию. Можете снобски фыркать на тех, кто качает (мне сжатые файлы тоже не нравятся, кстати говоря). Можете рассуждать, что мы-де «вошли в эпоху культурного коммунизма», когда от каждого требуется только безлимитный интернет-канал, чтобы ему дали культурного продукта -- бесплатно и по потребностям.
Артисты тоже трезво смотрят на вещи. Всем, кого я интервьюирую, я задаю этот «проклятый вопрос», и хоть бы один из тех, у кого пираты воруют, возмутился бы pro forma, проклял бы пиратов до седьмого колена. Нет же! Западные артисты рассматривают сетевых «качальщиков» как средство продвижения своего творчества, на доходы от продажи альбомов больше не рассчитывают, а зарабатывают концертами. Последнее, кстати, совершенно советская/российская модель шоу-бизнеса: у нас даже с миллионных тиражей пластинок артисты получали неадекватный (по западным меркам) гонорар.
Понимают рекорд-компании, которые современная ситуация поставила в нишу, и эту нишу они стараются обжить как могут. Например, путем диверсификации продукта. Так, сейчас альбом выпускается с бонус-DVD, на SACD или на виниле. Есть комбинированные форматы -- аудио с одной стороны, видео -- с другой. Есть вообще чудо: с одно стороны CD, с другой -- винил (совсем непонятно, как такое проигрывать, ну да ладно).
Интернетской халяве противопоставляется единственное, что можно противопоставить халяве: качество с гарантией. И это в конце концов всем на пользу.
Кроме организаторов кампанейщины.
|