|
|
N°150, 19 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как важно быть серьезным
«Темный рыцарь» Кристофера Нолана на экранах Москвы
У человека -- летучей мыши, он же миллионер Брюс Уэйн (Кристиан Бейл), очевидный кризис среднего возраста. Он всерьез подумывает о том, чтобы отойти от дел, тем более что в Готем-Сити дела с криминальной ситуацией обстоят, кажется, чуть лучше, чем раньше, а взять на себя обязанности главного борца с преступностью вполне готов официальный представитель закона -- новый прокурор Харви Дент (Аарон Экхарт), которого Уэйн-Бэтмен чуть ли не прочит себе в преемники. Но тут паникующие бандиты просят помощи у странного человека (человека ли?) со страшно раскрашенным лицом, разодранным квазимодьим оскалом и с весьма своеобразными представлениями о морали (а вернее, с полным их отсутствием). Так что над Готемом «навис покров мерзейшей мощи подобно тьме угрюмой ночи», а Бэтмен в очередной раз вынужден облачиться в до очевидности надоевший костюм...
«Темный рыцарь» вышел у нас на пятой неделе мирового проката, почти преодолев в бокс-офисе США планку в полмиллиарда долларов (суммарный доход «Темного рыцаря» 471,5 млн долл.), обогнав по сборам «Звездные войны» (461 млн долл.) и оказавшись на втором месте в мире по кассовым сборам после «Титаника» (600,8 млн долл.). В результате его так и хочется воспринимать не столько как фильм, но скорее как этакий специальный проект в духе «Дневного дозора», блокбастера как отдельного жанра, не требующего ни анализа, ни субъективной оценки. Теперь «Рыцарь» просто есть -- как к нему ни относись и сколько ни предъявляй претензий, ни ругайся и ни разоблачай, дробинки вроде частного мнения не причинят мышиным крылам никакого вреда. При том, что сумасшествие вокруг фильма все равно представляется донельзя загадочным. Даже очевидная вроде бы вещь -- смерть Хита Леджера незадолго до премьеры, которая, конечно, подлила масла в огонь всеобщей истерии, все-таки вряд ли может являться достаточным объяснением рекордных сборов. Да и всеамериканская любовь к комиксам вообще, и Бэтмену как конкретному персонажу (тоже, пожалуй, все-таки преувеличенная) не более чем одна из составляющих. На самом деле объективно оценить этот фильм можно будет только со временем, когда спадет ажиотаж и улягутся страсти. Пока же стоит сконцентрироваться вот на чем.
Помимо прочего, в вину фильму многие вменяют его чрезмерную сложность. Среди таковых, например, американский актер Роберт Дауни-младший, который в одном из совсем свежих интервью высказался в том духе: «Темный рыцарь» настолько высоколоб, что для того, чтобы его смотреть, нужно сначала закончить как минимум колледж», -- а после этого послал фильм куда подальше, потому что ему не хочется выглядеть дураком в своих собственных глазах. Вряд ли подобные претензии можно предъявить к последнему фильму самого Дауни -- «Солдатам неудачи», стартовавшим в американском прокате в прошлый уикенд и оказавшимся единственной картиной за последний месяц, которая сумела потеснить «Рыцаря» с верхней строчки топ-десятки: для того чтобы оценить подвиг героя Дауни, актера, который ради заведомо оскаровской роли чернокожего офицера произвел операцию по перемене цвета кожи, не нужно заканчивать не только колледж, но и кулинарный техникум. Но доля истины в его словах есть: «Темный рыцарь» может раздражать даже не столько самой серьезностью, сколько ее чрезмерной нарочитостью. Он мрачен и сложен не потому, что это оправдано художественной необходимостью, но в первую очередь по причине развития придуманной еще в «Бэтмене: начало» концепции. Если раньше у Джоэля Шумахера (в «Бэтмене навсегда» и особенно в совсем провальном «Бэтмене и Робине») были дурацкие шутки про пиццу, яркие краски и человек-холодильник в качестве врага, то теперь уж будьте готовы к невинным жертвам, настоящей, несимулируемой психопатии и мучительным размышлениям о тщете всего сущего. И процентов на девяносто только лишь за тем, чтобы «не было, как раньше». Временами Нолан напоминает киномальчика из фельетона Ильфа и Петрова, который приходил на киностудию и предельно серьезно говорил: «Главное, чтобы не получилось, как у Чаплина». Не получилось.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ