Время новостей
     N°175, 23 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.09.2008
Бойтесь банкротства
«Транснефть» заявляет о несостоятельности КТК
Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), проект расширения которого, возможно, серьезно изменится, грозит возможность банкротства. Об этом вчера заявил вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. Начало процедуры банкротства, по его словам, может быть связано с непримиримой позицией BP, которая хотя и поддерживает идею увеличения мощности КТК, но все же выступает за привлечение для этой цели новых заемных средств, что идет вразрез с мнениями других акционеров, которые согласны пустить на проекты собственные средства консорциума. Из-за этого принятие решения о расширении нефтепровода затягивается. «Перспектива банкротства существует при колоссальном уровне долга, и он может автоматически увеличиться, если решение о расширении не будет принято», -- заявил г-н Барков РИА Новости, не называя, впрочем, конкретных цифр. Г-н Барков также отметил, что намеченная на эту неделю встреча с представителями ВР для обсуждения вариантов финансирования проекта, скорее всего не состоится из-за неконструктивной позиции британской компании.

В ВР в свою очередь в качестве одного из вариантов разрешения конфликта не исключали продажу своей доли в компаниях -- участниках проекта. Как сообщалось ранее, 14 октября пройдет собрание акционеров КТК, на котором планируется утвердить меморандум об увеличении мощности нефтепровода с 32 до 67 млн тонн в год к 2012 году (стоимость проекта -- 2,5 млрд долл. в ценах прошлого года). Решение может быть принято лишь при согласии всех участников консорциума. Источник, знакомый с ситуацией, заявил РИА Новости: "Если ВР проголосует против расширения, то может быть начата процедура банкротства КТК, это будет быстрее, чем выход ВР из проекта".

В московском офисе ВР вчера предпочли не комментировать слова г-на Баркова и неназванного источника РИА Новости. Другие участники консорциума также не стали высказывать свою позицию по этому вопросу.

КТК является оператором нефтепровода Тенгиз--Новороссийск, соединяющего месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Этот магистральный нефтепровод не входит в систему «Транснефти», однако правительство России передало ей в управление свою 24-процентную долю в проекте. ВР косвенно контролирует около 6% в КТК: она владеет 46% в LUKARCO B.V. (12,5% в КТК) и 19% -- в Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75% в КТК). Для строительства КТК активно привлекались заемные средства, которые до сих пор полностью не выплачены.

В связи с тем, что по уставу КТК вся прибыль проекта сначала направляется на погашение кредитов, Россия не получала никаких дивидендов. С чем была категорически не согласна и именно по этой причине говорила о претензиях к консорциуму, в том числе налоговых. И именно в 2006--2007 годах анонимные чиновники уже не исключали возможности банкротства КТК. Однако Россия смогла договориться с Казахстаном об увеличении мощности трубопровода и об увеличении прокачки казахской нефти по нему, которая будет предназначаться для заполнения пока еще строящегося нефтепровода Бургас--Александруполис. ТЭО проекта расширения КТК было составлено еще в 2004 году и постоянно продлевалось. Последний раз его продлили до конца сентября этого года, и очевидно, что бесконечно этот процесс длиться не может. Разработка же нового обоснования займет два-три года.

Именно поэтому «Транснефти» сейчас как никогда необходимо преодолеть все разногласия по проекту. И именно поэтому, надо полагать, госмонополия в качестве аргумента готова использовать угрозу банкротства консорциума. Впрочем, как известно, процедура банкротства иногда даже полезна для проектов: она позволяет отсрочить выплату налогов, что для России будет невыгодно, и не всегда означает однозначную распродажу имущества -- в ее рамках возможно финансовое оздоровление предприятия. Правда, решение о судьбе должника выбирает судья.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ