Время новостей
     N°22, 10 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2009
Дело на сто рублей
Следствие заинтересовалось методом работы "неподкупного" милиционера
В московских правоохранительных органах разгорается очередной коррупционный скандал. Сотрудники столичного управления СКП, как стало известно «Времени новостей», на днях провели обыски в УВД Северо-Восточного административного округа (СВАО). Поводом для этого стало расследуемое еще с лета уголовное дело в отношении бывшего старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) окружного УВД капитана Дмитрия Новосилецкого. Он подозревается в фальсификации доказательств о даче взятки. Сам подозреваемый не отрицает свою причастность к той истории, но его адвокат полагает, что претензии к его клиенту надуманны, оснований для его преследования нет, а следствие таким образом якобы на самом деле целит в бывшее начальство г-на Новосилецкого. Стоит отметить, что возглавляет УВД СВАО сейчас генерал-майор Виктор Трутнев. В свое время он занимал должность начальника МУРа, но в 2003 году лишился ее после скандального дела «оборотней в погонах» -- ареста за злоупотребления нескольких ответственных сотрудников МУРа.

Как удалось выяснить, уголовное дело в отношении капитана Новосилецкого было возбуждено 11 августа 2008 года отделом СКП по Бабушкинскому району по материалам, полученным в ходе расследования другого дела -- о даче взятки. Подозреваемым по нему проходил пенсионер из Тульской области Маис Петросян. Но в ходе его допросов следствие пришло к выводу, что доказательства вины пенсионера были сфальсифицированы.

Как показал на допросах г-н Петросян, 7 мая прошлого года он на одном из столичных рынков закупил продукты и алкогольную продукцию для своей многочисленной семьи в преддверии Дня Победы. При выезде из Москвы на Осташковском шоссе на посту ДПС №113 его машину ВАЗ-2104 остановил госинспектор, рядом с которым стоял капитан Новосилецкий. Проверив документы, инспектор попросил Петросяна открыть машину, на заднем сиденье которой лежали объемные сумки с продуктами и ящики с выпивкой. Как следовало из показаний Петросяна, после этого его попросили сесть в автомашину Infiniti FX-35, которая, как позже выяснилось, принадлежала Новосилецкому и стоимость которой составляет около 1,7 млн руб. В машине оперативник поинтересовался, есть ли у Петросяна разрешение на провоз продуктов. Пенсионер удивился, что оно нужно, поскольку продукты он вез не на продажу. Г-н Петросян попытался объяснить, что майские праздники длинные, а ртов у него в семье много и он всегда закупается впрок на оптовых рынках -- мол, так удобнее и дешевле, чем каждый день ходить по магазинам.

Но Новосилецкий, как следует из дела, сказал, что соображения пенсионера его не волнуют и за провоз крупной партии продуктов без сопроводительных документов предусмотрен административный штраф. Затем капитан взял у инспектора бумажник с документами Петросяна и, заметив вложенные в него 100 руб., заявил: «Это что, взятка?» Г-н Петросян ответил: «Ну если вам надо, то я вам от души ее даю». На это пенсионеру сообщили о задержании за дачу взятки должностному лицу, правда, чуть позже его все же отпустили. Перед этим милиционеры составили протокол об административном правонарушении и сами отвезли Петросяна в банк для оплаты штрафа.

На следующий день Новосилецкий, по данным следствия, вызвал пенсионера в УВД СВАО, пояснив, что «для прекращения его уголовного преследования» необходимо перезаписать их разговор в машине на посту ДПС, потому что первоначальная запись оказалась почему-то бракованной. Ничего не понимающий г-н Петросян согласился. Оперативник вручил ему бумажку, на которой был записан диалог по ролям, и они оба вслух зачитали текст на два голоса перед включенным диктофоном. Петросяна снова отпустили, но через некоторое время отдел СКП по Бабушкинскому району на основании полученных из ОБЭП материалов возбудил уголовное дело в отношении Петросяна за дачу взятки Новосилецкому. В основу обвинения при этом была положена та самая сфальсифицированная аудиозапись.

После данных Петросяном на допросах объяснений была проведена фоноскопическая экспертиза кассеты, которая показала, что запись подделана, поскольку производилась в закрытом помещении, а не в автомобиле. В результате дело в отношении Петросяна было прекращено за отсутствием состава преступления, а вместо него завели новое -- в отношении г-на Новосилецкого по ст. 286-1 (превышение должностных полномочий). Его расследованием занялись уже столичный СКП и УФСБ.

При обыске в служебном кабинете Новосилецкого было изъято незарегистрированное заявление о совершении страхового мошенничества, а также никак не оформленная микроаудиокассета, на которой была записана беседа Новосилецкого с еще одним водителем на посту ДПС. В ходе того разговора капитан также провоцировал водителя дать ему взятку за несоставление протокола и добился своего. Однако в ходе изучения списков оперативных материалов ОБЭП следствие не обнаружило указанной записи, сделав вывод о том, что данное преступление Новосилецкий скрыл от учета, а вещдок хранил в ненадлежащем виде.

В ходе расследования этого дела представители СКП также установили, что замначальника УВД по СВАО Михаил Френкель, начальник ОРЧ-3 Олег Мокров, начальник 2-го отделения ОРЧ-3 Фарид Шарафетдинов, оперуполномоченные Дмитрий Трошин и Дмитрий Новосилецкий, являясь допущенными к гостайне по форме «совершенно секретно», неоднократно выезжали за границу без санкции руководства. Относительно Шарафетдинова следствие установило, что именно в его служебном кабинете Новосилецкий и сфальсифицировал аудиозапись разговора с Петросяном. Все они были допрошены по делу в качестве свидетелей.

Кроме того, следствие обнаружило другой загадочный факт из биографии г-на Новосилецкого. Оказалось, что еще в 2005 году он совершил ДТП, управляя Volkswagen Passat, который был так называемой машиной-двойником -- с перебитым идентификационным номером кузова. Причем в том ДТП пострадали три курсанта Академии экономической безопасности МВД. Однако об инциденте Новосилецкий не поставил в известность свое руководство, а машина была утилизирована в рамках расследования дела о ДТП. И теперь СКП выясняет судьбу того дела и потерпевших.

Обвинение по делу Новосилецкого пока никому не предъявлено, но не исключено, что уже в ближайшее время в деле появятся новые подозреваемые. Сам он и коллега по ОБЭП Трошин из милиции уволились.

Пока же 2-й отдел по расследованию особо важных дел столичного СКП направил на имя начальника УВД СВАО генерал-майора Виктора Трутнева представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления. Стоит отметить, что г-ну Трутневу не первый раз приходится объясняться за подчиненных. В 2003 году после скандала с «оборотнями в погонах», большинство из которых работали в его управлении, он не был переутвержден в должности начальника МУРа и переведен на другой участок работы.

Получить комментарии г-на Трутнева не удалось, так как, по словам дежурного, «его весь день не было на месте, а его заместитель Френкель находится в отпуске». Не удалось связаться и с начальником ОБЭП Виктором Ивановым. В пресс-службе УВД по СВАО также не смогли ничего прокомментировать, пояснив, что «слышат об этой истории впервые».

Адвокат же подозреваемого г-на Новосилецкого Владимир Жеребенков заявил, что следствие в данном случае, похоже, несколько перестаралось, поскольку серьезных оснований именно для уголовного преследования его клиента нет. «Действительно, оперативник намудрил с аудиозаписью разговора с Петросяном, снова ее как бы воссоздал, -- сказал адвокат. -- Но ведь ущерба эта запись никому не нанесла, в том числе и Петросяну, поскольку дело против него было прекращено. Здесь вопрос другого рода. Если бы следователь изначально установил, что эта запись -- «липа», то не было бы никаких вопросов к оперативнику и вообще не было ни одного из этих уголовных дел. Здесь очень тонкая грань, кто виноват. Следователь должен был проверить информацию, представленную Новосилецким, а прокурор должен был тогда уж не утверждать постановление о возбуждении дела в отношении Петросяна. Поэтому у нас очень много вопросов к следствию. У Новосилецкого никакой корысти не было, поэтому, я считаю, достаточно того, что он был уволен из правоохранительных органов. Более того, в этом неоднозначном деле у СКП, насколько я знаю, есть вопросы еще и к его бывшему руководству -- Трутневу, Френкелю, Иванову, которые подписывали документы по серии таких уголовных дел по даче взяток и другим. Поэтому не исключаю, что задача следствия -- разогнать весь отдел».

Екатерина КАРАЧЕВА
//  читайте тему  //  Борьба с коррупцией