Время новостей
     N°35, 03 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2009
Новые нерусские
Китай, Индия и Бразилия опережают Россию по числу компаний, претендующих на мировое лидерство
Финансовый кризис выявил новых претендентов на мировое лидерство: претенденты на лидерство 2009 года представляют собой неоднородную группу игроков из 14 стран и множества отраслей. Из России в этот список вошли только «Евразгруп», АФК «Система», ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Базовый элемент» и «Северсталь». Такие выводы делаются в представленном компaнией The Boston Consulting Group (BCG) исследовании «Как компании из стран с быстроразвивающейся экономикой ведут борьбу за мировое лидерство». При этом позиции большинства этих российских компаний могут быть серьезно ослаблены в результате кризиса.

2006--2008 годы были отмечены появлением на международной арене новой волны компаний -- претендентов на мировое лидерство. За два года число компаний в рейтинге FT Global 500 (ежегодно публикуемым The Financial Times) возросло более чем в четыре раза. The Boston Consulting Group исследовала отдельно группу компаний -- претендентов на мировое лидерство, составив список «BCG-100».

Отбор компаний в топ-100 производился по количественным параметрам, в частности доходу от продаж, трансграничным сделкам слияний и поглощений, и по качественным -- насколько стремительно компания вышла в число лидеров в своей отрасли (в соответствии с национальными рейтингами). Для определения глобального потенциала компаний использовалось несколько критериев, включая международное присутствие каждой компании, объем международных инвестиций, доступ к капиталу, долю финансирования международной экспансии, широту и емкость интеллектуальной собственности, соотношение размера компаний-претендентов к другим компаниям в соответствующей отрасли.

Если еще пять--десять лет назад лидерами рынка по умолчанию считались преимущественно американские компании, то сегодня в топ «BCG-100» входят компании из 14 стран с быстроразвивающейся экономикой: Аргентины, Бразилии, Чили, Венгрии, Индии, Индонезии, Кувейта, Малайзии, Мексики, России, Таиланда, Турции и ОАЭ. По числу игроков, представленных в списке, по-прежнему лидирует Китай с 36 компаниями, следом за ним идет Индия (20 компаний), Бразилия (14), Мексика (7) и Россия (6). Диапазон отраслей, в которых осуществляют деятельность компании в списке, также очень широк. Большая доля принадлежит секторам металлургии и природных ресурсов, которые представлены 20 компаниями; производством продовольствия занимаются 13 компаний, претендующих на потенциальное мировое лидерство, автопром представлен десятью компаниями.

Не все эти компании уже создали бренды -- среди российских претендентов на мировое лидерство нет пока ни одного носителя всемирно известного бренда. Российские компании -- претенденты на лидерство создали пока лишь сильные национальные бренды. Но более половины международных брендов по-прежнему принадлежит США, треть -- Европе.

Среди российских компаний в топ-100 в прошлом году входили: «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», ЛУКОЙЛ, «Норильский никель», РУСАЛ, «Северсталь». В этом году в список впервые вошли «Евразгруп» и АФК «Система». Российские компании-претенденты в основном работают в сфере природных ресурсов и металлургии, за исключением одной компании, занимающейся телекоммуникациями.

Географическая структура сделок компаний-претендентов России очень сильно отличается от компаний из других быстроразвивающихся стран. Россияне 66% сделок проводят в Европе, 16% в Азии и 13% в США. В Индии половина всех сделок нацелена на Европу, 23% на Штаты и 14% на Азию. У Китая же бизнес диверсифицирован по миру наиболее равномерно, в равных частях разделен между Европой, Америкой, Азией и другими странами. Географическая диверсификация обеспечивает как страховку от роста стоимости географических ресурсов, так и от колебаний валютных курсов.

По словам старшего партнера BCG-Москва Штефана Дертинга, кризис может стать хорошей возможностью для ведущих российских компаний, учитывая, что российская экономика имеет массу конкурентных преимуществ: от доступа к ресурсам и объема внутреннего рынка до инженерных традиций.

В кризис российским компаниям, как компаниям других стран с быстроразвивающейся экономикой, по словам г-на Дертинга, следует особо обращать внимание на возможное изменение политики правительства в части прямых зарубежных инвестиций, субсидий, а также реструктуризации и консолидации отраслей. Компании-претенденты, деятельность которых осуществляется в соответствии с текущими приоритетами правительственной политики, останутся в выигрыше, остальным следует соблюдать осторожность в своих действиях.

В конце 2008 года правительства разных стран предприняли схожие шаги по запуску регуляторных протекционистских программ для спасения национальных экономик. А это значит, что компаниям-претендентам придется одновременно реагировать на правительственные меры как у себя на родине, так и за рубежом. Штефан Дертинг приводит пример Китая: государство там приняло меры по свертыванию отечественной промышленности, так как большое число малоэффективных мелких алюминиевых комбинатов опустошало национальные энергетические запасы.

Ирина СКЛЯРОВА