Время новостей
     N°40, 12 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2009
Кудринская пауза
Правительство может не успеть вернуться к трехлетнему бюджетному планированию через год
На этой неделе стало окончательно понятно: трехлетнему бюджету в России не быть. По крайней мере в ближайшие несколько кризисных лет. Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин во вторник сообщил, что правительство внесет на рассмотрение Госдумы поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие отказ от трехлетнего планирования федерального бюджета, а также использование Резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита. Депутаты вчера поддержали решение правительства, а эксперты советуют кабинету министров хорошенько подумать, прежде чем возвращаться к практике составления новых трехлетних бюджетов.

Как сообщил во вторник г-н Кудрин, правительство, а точнее -- Министерство финансов, решило временно отказаться от трехлетнего бюджета. По словам чиновника, кабинет министров одобрил поправки к действующему бюджету на 2009 год, которые предусматривают отмену ранее принятых бюджетов на 2010 и 2011 годы.

Эксперимент протянул недолго: впервые среднесрочный бюджет в России приняли в 2007 году, и вот менее чем два года спустя проект можно считать завершенным. Или все-таки нет? Министр финансов пока не намерен полностью отказываться от идеи среднесрочного бюджетного планирования: г-н Кудрин заверил, что уже в августе правительство намерено представить Госдуме сверстанный заново проект бюджета на следующие три календарных года -- с 2010-го по 2012-й. Министр особо отметил, что поправки в Бюджетный кодекс принимаются «в связи с кризисом» и только на «переходный период».

Уже с этого года правительству предстоит прибегнуть к средствам Резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита. Ожидается, что в 2009-м на восполнение недостачи уйдет 2,7 трлн руб. из 4,9 трлн, накопленных на начало марта этого года. В прошедший вторник правительство одобрило поправки в Бюджетный кодекс, которые снимают ограничения на использование средств Резервного фонда. Теперь поправки предстоит одобрить Федеральному Собранию, и, судя по вчерашним высказываниям депутатов, проблем с принятием законопроекта не возникнет.

Члены Государственной думы готовы рассмотреть правительственные поправки в приоритетном порядке. Как заявил вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, поправки будут внесены в Госдуму и приняты уже в марте: «Эти вызванные объективной необходимостью меры позволят правительству располагать соответствующими инструментами для быстрого и адекватного реагирования на изменения в экономике. И федеральный бюджет -- главный из этих инструментов».

Его поддерживает большинство народных избранников, разумеется, членов фракции «Единая Россия». Как заявил глава профильного комитета Госдумы -- по бюджету -- Юрий Васильев, поправки в Бюджетный кодекс могут стать «одними из самых эффективных и реальных антикризисных мер, позволят поддержать реальный сектор экономики, не допустить большой безработицы и социальных потрясений, которые могли бы происходить». Изменения дадут правительству возможность выполнить все социальные обязательства перед населением, вовремя выплатить зарплаты бюджетникам, пенсии и стипендии, сохранить финансирование приоритетных нацпроектов, материнского капитала.

Депутаты-единороссы единодушно считают, что помешал воплощению светлой идеи долгосрочного планирования исключительно кризис. Член комитета по экономической политике и предпринимательству Олег Валенчук уверен, что возврат к ежегодному бюджетному планированию -- «вынужденная необходимость, вызванная глобальными финансовыми катаклизмами, которые нельзя игнорировать», и в новых условиях необходима «свобода маневра». Его поддерживает член комитета по финансовым рынкам Павел Медведев, который полагает, что через два-три года введенные меры будут сняты.

Но эксперты не столь единодушно и положительно оценивают итоги недолгой жизни бюджета-трехлетки.

«В кризис вдвойне-втройне трудно что-либо прогнозировать», -- признает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Прежде всего потому, что пересматриваются основные временные критерии и среднесрочным периодом планирования становится как раз один год, а не три. И в этом смысле уже однолетний бюджет становится среднесрочным, так что с этой точки зрения для бюджетного планирования ничего не изменилось. Но пауза, взятая Минфином, хотя и является вынужденной, еще раз наглядно продемонстрировала проблемы с планированием на длительные периоды. «Главным положительным моментом в этом эксперименте должен стать опыт. Уже 2008 год показал качество планирования: две трети, а то и четыре пятых года были некризисными, но даже в этот вполне благополучный период мы промахнулись со многими показателями», -- напоминает г-н Николаев.

Эксперт советует возвращаться к идее долгосрочного планирования, только достигнув высокой достоверности прогнозов, что, по его мнению, произойдет не ранее чем через пять лет.

Дмитрий Белоусов, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, также согласен, что именно кризис нарушил планы правительства, но уверен, что трехлетний бюджет был необходим и снова будет таким, как только станет понятно, когда закончится кризис. «Сейчас это, безусловно, шаг назад, но паузу взять необходимо, -- говорит экономист. -- А пытаться вновь вернуться к среднесрочному планированию можно будет, когда появится понимание, какой это будет кризис и какие приоритеты будет ставить государство в послекризисный период: накопление резервов или стимулирование экономики госрасходами».

По мнению эксперта, к середине этого года мировая экономика должна «прощупать» дно кризиса и определиться -- либо предпринимаемые меры начнут постепенно действовать, либо проблемы окажутся гораздо фундаментальнее. В любом случае, исходя из этого понимания, действительно уже в этом году можно будет вернуться к трехлетнему бюджету. «Разумеется, нужно понимать, что в первую очередь речь будет идти именно о 2010 годе, а бюджеты 2011--2012 годов будут пересматриваться не раз», -- говорит эксперт.

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис