Время новостей
     N°63, 14 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.04.2009
Пригородное сокращение
Железнодорожники решили сэкономить на помощниках машиниста
Должность помощников машиниста намереваются упразднить руководители ОАО «РЖД». В рамках сокращения издержек компании в период финансового кризиса железнодорожники разработали программу оптимизации персонала, которая впрямую касается водителей локомотивов. Апробация новой системы управления, предусматривающая упразднение традиционной связки "машинист -- помощник машиниста" и переход на так называемое «вождение в одно лицо», должна была стартовать еще в начале этого года на пригородных поездах Савеловского направления Московской железной дороги. И хотя пока эксперимент, как заверили корреспондента «Времени новостей» в пресс-службе МЖД, находится на стадии согласования, сама идея вызвала в профсоюзе локомотивных бригад бурные протесты -- железнодорожники, с одной стороны, опасаются массовых сокращений, а с другой -- предрекают снижение безопасности на маршрутах.

В Российском профсоюзе локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) о сокращении кадров под видом оптимизации системы управления составами говорят как о свершившемся факте. Как заявил «Времени новостей» председатель профсоюза Евгений Куликов, «вождение в одно лицо» внедряют на Московской железной дороге уже по меньшей мере два месяца. «Пока речь идет о небольшом количестве составов, но если эксперимент будет признан удачным, подобной системе дадут полный ход, и работы лишатся тысячи людей», -- предположил г-н Куликов, считающий, что помощники машиниста попадут под запланированное РЖД в этом году сокращение штата.

О том, что в 2009 году компания собирается сократить почти 54 тыс. человек, недавно заявил начальник департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» Илья Рящин. Впрочем, по данным председателя РПЛБЖ, увольнения в отрасли начались задолго до официального объявления руководства об этом. По словам г-на Куликова, количество потерявших работу железнодорожников в некоторых депо уже достигает 500 человек. Крупные высвобождения персонала, по его данным, уже были в Подмосковье, городе Лиски Воронежской области, в городе Северомуйск в Бурятии и в столице Хакасии Абакане. Кроме того, по данным профсоюза, снижение издержек компании заключается в сокращении надбавок железнодорожникам за работу в ночное время суток и других доплат, из которых и складывается их заработок. «В ночное время вводят обеденные перерывы, сокращая тем самым рабочие часы и соответственно размер надбавки», -- сетует лидер профсоюза.

По словам г-на Куликова, самая большая зарплата (порядка 50 тыс. руб. в месяц) сейчас у машинистов, работа которых сопряжена с большими нагрузками. Помощник водителя локомотива получает в два раза меньше. Однако его присутствие в кабине управления, считает Евгений Куликов, необходимо. «Технические условия сегодня не позволяют вести состав дальнего следования в одно лицо», -- уверены в РПЛБЖ. Все инструкции и нормативы рассчитаны на то, что при остановке локомотива на перегоне препятствия для движения устраняет помощник. Кроме того, машинисту нельзя покидать локомотив, поэтому именно помощник следит за исправностью техники.

Пока РПЛБЖ ограничивается корректными методами давления на работодателя и «на улицу железнодорожники выходить не планируют». Однако если людей довести до точки кипения, то они выйдут к окнам главного офиса РЖД. Г-н Куликов считает, что если в политику компании не вмешается государство, профсоюзу будет сложно контролировать ситуацию.

В пресс-службе Московской железной дороги опасения профсоюзных лидеров считают необоснованными. Эксперимент, действительно предполагавший высвобождение на московском транспортном узле порядка 7 тыс. помощников машиниста, еще даже не начинался. Как рассказал «Времени новостей» руководитель службы по связям с общественностью МЖД Владимир Мягков, проект требует согласования регламентов в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и Минтрансе. Однако в целом от планов внедрения практики вождения локомотивов «в одно лицо» в столичном филиале компании отказываться не собираются. По словам г-на Мягкова, если документ будет подписан, систему оптимального управления составами начнут апробировать. При этом в МЖД утверждают, что хотя инициатива и является своего рода «логическим прочтением сегодняшней экономической ситуации», увольнений эксперимент не повлечет. Столичный транспортный узел нуждается в большом количестве машинистов поездов пригородных сообщений, и помощники просто будут проходить переквалификацию, поясняет г-н Мягков.

Примечательно, что в Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей опасения локомотивщиков по поводу действий РЖД тоже не разделяют. Как заявил «Времени новостей» генсек конфедерации Геннадий Косолапов, «то, что эта инициатива пришлась на кризис, чистой воды совпадение». Кроме того, г-н Косолапов уверен, что в целом предложенная модель «вождения в одно лицо» -- это ближайшее будущее отрасли. По его словам, сейчас во всем мире происходит техническое перевооружение средств автоматизации на железнодорожном транспорте, которое позволит сократить человеческий фактор. «Чем меньше будет в зоне работы машиниста людей, тем лучше», -- уверен г-н Косолапов.

Юлия ХОМЧЕНКО