Время новостей
     N°114, 01 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2009
И целого года мало
После демонтажа РАО «ЕЭС» основные задачи реформы энергетики не выполнены
За год, прошедший после реструктуризации отечественной энергетической монополии, по словам большинства участников энергетического рынка и представителей профильных ведомств, серьезных негативных явлений в отрасли отмечено не было. Или, вернее, как говорят: «Развала не произошло». Однако эксперты убеждены, что большинство отрицательных моментов, например, возникновение острого дефицита поставляемой на рынок электроэнергии, было купировано кризисом, а создания конкурентной среды и рынка мощностей, как и выполнения других первостепенных задач реформы, так и не удалось добиться. Не произошло и желаемого разгосударствления отрасли. На смену госкорпорации пришло не множество, конкурирующих между собой частных компаний, а возникли крупные энергетические конгломераты с госучастием.

По прошествии года с момента демонтажа РАО отрасль в целом продемонстрировала неплохие результаты. Об этом, в частности, на днях говорил в Госдуме министр энергетики Сергей Шматко. «В целом энергетика страны прошла зиму 2008--2009 года без значительных сбоев и аварий. Практически отсутствовали проблемы со снабжением топливом объектов электроэнергетики. Имевшие место массовые отключения потребителей из-за неблагоприятных погодных условий на Дальнем Востоке, в европейской части России оперативно и своевременно устранялись, -- говорил министр. -- С начала 2009 года на оптовом рынке отмечается падение средних нерегулируемых цен на электроэнергию. Сокращается разрыв между средними нерегулируемыми ценами и тарифами». Доволен отраслью и куратор ТЭК в правительстве вице-премьер Игорь Сечин. «Российская электроэнергетика в целом справляется с негативными тенденциями в мировой экономике и продолжает устойчиво функционировать даже в сложившихся кризисных условиях. Во многом это обеспечивается деятельностью отдельных компаний, которые придают положительный импульс всей отрасли», -- заявил г-н Сечин.

Впрочем, кризис все-таки имел негативные последствия для отрасли, по крайней мере для инвесторов, рассчитывавших получить прибыль от своих вложений в обновлявшуюся отечественную энергетику. Напомним, что объем инвестиций в отрасль составил порядка 1 трлн руб. «Когда было РАО, все жили в условиях растущего спроса и ожидания дефицита. Тогда очень остро встал вопрос о вводе новых мощностей. Начали писаться колоссальные инвестпрограммы, которые не покрывала даже допэмиссия акций. Но эти программы формировались при росте на 3--4% в год. Кризис же привел к 7-процентному падению. Теперь компании хотят отложить ввод новых мощностей. ФСК и «Русгидро» уже урезали программы», -- сказал «Времени новостей» аналитик ИК «Тройка Диалог» Игорь Васильев.

Решение повременить с вводом новых мощностей в свою очередь привело к тому, что одна из основных задач реформы - -техническое обновление российской энергетики -- оказалась невыполненной. «Даже планы «Интер РАО» по вводу новых мощностей на 30 тыс. МВт к 2015 году будут реализовываться по большей части не за счет строительства новых энергоблоков, а за счет покупок генерирующих активов», -- пояснил аналитик «Ренессанс Капитал» Владимир Скляр.

Впрочем, как отмечают эксперты, это далеко не единственная задача, которая ставилась перед началом масштабных реформ. Не удалось добиться и объявленного разгосударствления отечественной энергетики. «Одной из задач реформы был выход государства из генерации. До реформы государство владело в РАО 52% напрямую и еще 10% через «Газпром». На сегодняшний день оно с учетом долей «Роснефти», «Газпрома» и РЖД косвенно контролирует 54--55%. В этом смысле цели реформы достичь не удалось», -- говорит Владимир Скляр. По его словам, сохранение столь значительной доли у государства связано с желанием властей влиять на генерирующие компании и, возможно, на формирование конечной цены электричества для потребителей.

Стоит добавить, что активное участие государства привело к формированию новых масштабных структур в российской энергетике. На смену РАО «ЕЭС» пришло три гиганта: «Федеральная сетевая компания», или ФСК «ЕЭС России», «Интер РАО ЕЭС» и группа энергокомпаний, объединенных «Газпромом». Последний на сегодняшний день аккумулировал 56,6% в ОГК-2, 53,47% в «Мосэнерго», 60% в ОГК-6 и 28,7% в ТГК-1. Если ФСК является, по сути, естественной монополией, то возникновение электроэнергетической плеяды «Газпрома» и становление «Интер РАО» в качестве «компании национального масштаба», как назвал ее Игорь Сечин, вызывает противоречие с самой сутью реформы.

Некоторые эксперты, впрочем, полагают, что без государственного контроля и консолидации большинство энергетических компаний просто не пережили бы период экономических потрясений. «Не известно, как компании отечественной энергетики продолжали существовать, если бы они оставались один на один с кризисом», -- отметил бывший член консультативного совета при РАО «ЕЭС», президент Центра инновационных технологий «Инвектор» Эльгиз Качаев.

Однако, по словам Владимира Скляра из «Ренессанс Капитала», за минувший год наилучшую по всем показателям отчетность представили именно не входящие в госагломераты частные компании. ОГК-3, ОГК-4 и ОГК-5, принадлежащие соответственно российскому «Норникелю» и зарубежным EON и Enel, продемонстрировали прекрасные результаты. В то время компании с госучастием показали убыточность даже на операционном уровне. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые компании, в которых государство имеет долю, сегодня несколько отстают от своих конкурентов, контролируемых частными акционерами, во многом по вине прежнего руководства. На прошедших недавно собраниях акционеров, например, в «Интер РАО» и ОГК-2 было объявлено о том, что дивиденды акционерам выплачиваться не будут, поскольку деньги направляются на погашение долгов, разросшихся при прежних менеджерах...

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ