Время новостей
     N°118, 07 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.07.2009
Приказано выжить
Суд одобрил реструктуризацию General Motors
Судьба крупнейшего американского автоконцерна General Motors (GM) решилась в воскресенье поздно вечером. Судья Федерального суда по банкротствам в Манхэттене Роберт Гербер одобрил продажу основных активов автогиганта вновь образованной автомобильной компании, контролируемой государством. Это поможет «избежать смерти пациента на операционном столе», заявил судья.

В то же время он фактически не оставил шансов кредиторам GM, отметив, что внимательно изучил более 850 возражений против быстрой реструктуризации концерна, однако счел их безосновательными. Теперь новая компания, избавившись от долгов, получит новую жизнь -- в нее войдут качественные активы GM, включая бренды Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. Власти США, выделившие для нее 50 млрд долл., получат в свое распоряжение 60,8% акций, правительство Канады -- 11,7%, фонд здравоохранения пенсионеров, созданный союзом рабочих автомобильной промышленности (United Auto Workers), -- 17,5%, держатели облигаций и других необеспеченных кредитов -- 10%.

При этом президент США Барак Обама ранее уже заявлял, что государство не планирует контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна. Ожидается, что после реструктуризации GM выйдет на рынок в качестве компании гораздо меньших размеров с небольшим количеством брендов и сокращенной международной сетью. «Старый GM» будет функционировать как минимум до 2010 года и будет вынужден выполнять многие долговые обязательства. Окончательное распределение активов должно завершиться к середине лета, а уже осенью должны быть оформлены продажи марок Opel, Hummer, Saturn и Saab.

Пока самый сильный накал страстей разгорелся вокруг продажи Opel. Топ-менеджеры General Motors продолжают верить в жизнеспособность сделки по продаже актива российско-канадскому консорциуму в составе Magna, Сбербанка и ГАЗа. Так, в субботу информагентства со ссылкой на главу европейского подразделения GM Карла Петера Форстера сообщили, что переговоры по продаже Opel российско-канадскому консорциуму близки к завершению, а окончательное соглашение будет заключено к середине июля. Сторонам, по словам топ-менеджера, осталось урегулировать детали. Однако известно, что на Opel в настоящее время всерьез претендуют еще две компании -- бельгийская инвестфирма RHJ International и китайский государственный автопроизводитель Beijing Automotive (BAIC). Например, RHJ на прошлой неделе уже подала улучшенное предложение о приобретении европейских подразделений GM, включая Opel в Германии, Испании, Бельгии и Vauxhall в Великобритании. А вчера стало известно, что BAIC официально подала заявку на покупку порядка 51% акций Opel за 660 млн евро.

Российско-канадский консорциум, подписавший 30 мая соглашение о намерениях, готов купить 55% акций Opel за 500 млн евро. По его предложению Magna получит 20% акций Opel, Сбербанк -- 35%, столько же останется у GM, а еще 10% -- у работников Opel. В конце июня президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что сделка по покупке Сбербанком пакета акций Opel может быть закрыта в сентябре 2009 года. Ожидается, что консорциум помимо Opel получит британское подразделение Vauxhall, а также бизнес по выпуску автомобилей Chevrolet в России.

Впрочем, пока переговоры застопорились из-за вопроса о доступе к технологиям GM. Для альянса Magna--Сбербанк этот вопрос является важным в свете их планов по производству машин Opel в России вместе с ГАЗом. Но на прошлой неделе стало известно, что на помощь Magna готово прийти правительство Великобритании. В прошлую пятницу министр по вопросам бизнеса и предпринимательства Великобритании Питер Мандельсон заявил, что Великобритания может предложить Magna кредиты для завершения сделки по покупке Opel. «Мы готовы финансово сопровождать эту сделку», -- приводит агентство Bloomberg его слова, сказанные в ходе встречи с представителями бизнеса, профсоюзов и политиками на принадлежащем Opel заводе по производству автомобилей Vauxhall в британском городе Лутон. Г-н Мандельсон отметил, что помощь могла бы включать в себя кредиты и гарантии по кредитам в обмен на «проценты и кое-какие ценные бумаги». Г-н Мандельсон пока не уточнил размеры возможных кредитов, однако отметил, что они будут предоставляться на рыночных условиях. «Мы, разумеется, должны будем получить деньги обратно с процентами и иметь некие гарантии. Мы имеем дело с деньгами налогоплательщиков, и притом с большими деньгами», -- напомнил министр. Г-н Мандельсон выразил надежду, что Magna представит бизнес-план правительствам Великобритании и других европейских стран в следующие две недели или по крайней мере до конца этого месяца. Он также ожидает, что Magna достигнет своей цели в покупке Opel, несмотря на наличие «ряда сложных моментов» в переговорах.

В свою очередь российские партнеры Magna, в частности Сбербанк, не воспринимают появившихся конкурентов всерьез. Еще в четверг глава Сбербанка г-н Греф говорил: «Сейчас я не вижу серьезной конкуренции. Выбор сделан, и вопрос в том, чтобы мы окончательно структурировали сделку». Со своей стороны председатель правления группы ГАЗ Сергей Занозин заявил: «Если будет принято решение о размещении производства Opel на нижегородской площадке группы ГАЗ, то производство Volga Siber будет закрыто».

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром