Время новостей
     N°120, 09 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2009
«Аэрофлот» остался с прибылью
Авиакомпания может снизить тарифы
Чистая прибыль группы компаний «Аэрофлот» за 2008 год по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) резко снизилась -- в 8,5 раза по сравнению с 2007 годом. Заместитель генерального директора «Аэрофлота» по финансам и планированию Михаил Полубояринов, представляя вчера итоги деятельности группы, объяснил такой результат резким ростом цен на топливо, убытками дочерней компании «Аэрофлот-Карго», а также ростом курса доллара (в американской валюте выражены обязательства «Аэрофлота» по лизингу воздушных судов и по долгосрочным займам, полученным для строительства нового аэропортового терминала Шереметьево-3). Текущий год обещает стать еще более сложным для авиакомпании, так как прошлогодние негативные факторы сохраняются, но к ним прибавился еще один -- уменьшение платежеспособного спроса на воздушные перевозки. Для увеличения пассажирской загрузки «Аэрофлот» рассматривает возможность снизить свои тарифы, рассказал г-н Полубояринов.

Чистая прибыль группы «Аэрофлот» по МСФО в 2008 году составила 37 млн долл. Для сравнения: в 2007 году она достигла 313,4 млн долларов.

При этом консолидированный доход группы «Аэрофлот» за 2008 год по сравнению с 2007-м вырос на 21,2%, до 4,614 млрд долл. Правда, операционные расходы росли еще быстрее -- на 32,4%, до 4,275 млрд долл. Показатель EBITDA в 2008 году снизился на 28,7%, до 524,6 млн долларов.

Одной из причин такого развития событий стала неуспешная коммерческая деятельность дочерних компаний группы: грузовой «Аэрофлот-Карго» и двух региональных -- «Аэрофлот-Норд» и «Аэрофлот-Дон». Первую из этих компаний руководство уже решило обанкротить. Насчет двух других такого кардинального решения пока не принято. Однако генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев на недавнем общем собрании акционеров заявил, что другого варианта не останется, если дочерние компании сами не придумают, как улучшить свои финансовые показатели.

Между тем в текущем году ко всем прежним трудностям рынка авиаперевозок прибавилось еще и уменьшение количества людей, готовых тратить деньги на полеты. В 2008 году количество клиентов у «Аэрофлота» росло. Он перевез 9,27 млн пассажиров (на 13,5% больше по сравнению с 2007 годом), а вместе с дочерними компаниями -- даже 11,6 млн. А за пять месяцев 2009 года этот показатель продемонстрировал отрицательную динамику. «Аэрофлотом» перевезено 3,094 млн человек, или на 12,4% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Г-н Полубояринов сказал, что руководством «Аэрофлота» "планируется пересмотр тарифов в сторону снижения". До сих пор «Аэрофлот» традиционно позиционировал себя как «качественного» авиаперевозчика, услуги которого не могут быть дешевы, а также принципиального противника «демпинга» на рынке авиаперевозок.

Г-н Полубояринов также сообщил, что в целях оздоровления финансового состояния компании планируется за летний сезон уменьшить краткосрочный кредитный портфель «Аэрофлота» почти в два раза. Речь идет о кредитах на срок от полугода до года. Таких у авиакомпании сейчас на общую сумму 116 млн долл. К концу лета, по словам замгендиректора, должно остаться не более 60--80 млн долларов.

Впрочем, одновременно «Аэрофлот» ведет с банками переговоры о предоставлении новых долгосрочных кредитов на приобретение шести новых самолетов А321. Они должны заменить в парке компании аналогичные по классу, но менее эффективные машины Ту-154М. Сейчас в парке «Аэрофлота» насчитывается 55 самолетов семейства А319/320/321. Одновременно там числятся 26 Ту-154, эксплуатировать которые в нынешних условиях компания считает невыгодным.

"Аэрофлот" нарушил закон "О защите конкуренции, говорится в заявлении Красноярского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС). В конце 2008 года УФАС установило, что "Аэрофлот" поднял тариф на авиаперевозки по маршруту Красноярск--Норильск--Красноярск до 36 тыс. руб. Между тем предельный тариф на этой авиалинии, установленный уполномоченным органом Красноярского края, составляет 8,5 тыс. руб. Тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных линиях регулирует краевое министерство транспорта и связи, которое проинформировало "Аэрофлот" о необходимости использовать действующий тариф на авиаперевозки. "Аэрофлот" обращение минтранса оставил без внимания, передает ИТАР-ТАСС. Компании предписано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, в УФАС рассматривается вопрос о возбуждении в отношении «Аэрофлота» дела об административном правонарушении.

Михаил КУКУШКИН