Время новостей
     N°133, 28 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2009
Штрафстоянка запрещена
От рук неизвестного поджигателя пострадало 28 машин
Вчера утром на одной из штрафстоянок на юге Москвы произошел крупный пожар, в огне пострадало 28 машин. Загоревшийся отстойник попавших в ДТП автомобилей на Котляковской улице, как выяснилось, находился в ведении ГИБДД УВД по Южному округу. Вчера специалисты МЧС озвучили версию поджога, однако уголовное дело пока не возбуждено. В ГУВД не отрицают, что совершить поджог мог человек, который таким образом протестовал против эвакуации его авто на штрафстоянку, поскольку в основном там находились машины, попавшие в ДТП. По данным УВД, стоимость сгоревших машин равна стоимости металлолома, они стояли без колес и не имели хозяев. Хотя на этой стоянке были машины, которые выглядят, по крайней мере внешне, вполне пристойно и колеса у них есть.

До сих пор нет данных о том, обратился ли кто-нибудь за компенсацией сгоревшего имущества. Но если таковые появятся, то неизвестно, кто должен будет в таком случае нести ответственность. В УВД, в ведении которого находится штрафстоянка, вчера затруднились ответить на этот вопрос. Общественные деятели, занимающиеся защитой прав автолюбителей, уверены, что гражданскую ответственность за случившееся должны нести те, кто содержит стоянку.

Тот факт, что это именно поджог, а не случайное возгорание, никто не оспаривает. И вчерашний пожар на штрафстоянке стал самым крупным происшествием после серии поджогов иномарок в московских дворах прошлым летом. Версия о том, что в столице орудует пироман, тогда не подтвердилась, и за совершение этих преступлений было задержано несколько хулиганов.

Штрафстоянка загорелась в понедельник рано утром. Вызов на пульт дежурного МЧС поступил в 6.26, по телефону сообщили о пожаре на стоянке, расположенной по Котляковской улице, 2-а. На место возгорания прибыло десять пожарных расчетов. Уже к семи часам пламя удалось сбить, и в 7.47 пожар был полностью ликвидирован. Корреспондент «Времени новостей», прибыв на место происшествия, увидел, что машины обгорели только с одного угла автостоянки, со стороны железнодорожных путей. «В общей сложности на этом участке стоянки в 150 кв. м из 80 автомобилей от огня пострадало 28 автомашин, -- сказал вчера «Времени новостей» источник в УВД ЮАО Москвы. -- Все они были бесхозные и разукомплектованные -- без колес. Владельцы машин не установлены, стоимость автомобилей не превышает стоимости металлолома. А всего на автостоянке находилось 470 машин». «Полыхало тут знатно, -- рассказал нашему корреспонденту один из очевидцев события, сотрудник соседней автостоянки, -- пламя было настолько мощным, что даже нашу территорию забросало пеплом».

Во вчерашнем пожаре обгорело 23 отечественных автомобиля и пять иномарок. «Предварительно установлено, что горение произошло от источника открытого огня, занесенного сверху на моторный отсек автомашины», -- рассказывает источник в окружном УВД. В столичном ГУВД высказали мнение, что «стоянку, вероятно, мог поджечь разъяренный водитель из мести к эвакуаторщикам».

Самовозгорание также рассматривали в качестве одной из версий, но потом ее отмели. Следователи не исключают, что ЧП произошло из-за неосторожного обращения с огнем.

Возможно, в происшедшем виноваты простые хулиганы. Но и в пользу версии поджигателя-мстителя есть аргументы. Главный из них -- недовольство горожан правилами эвакуации и содержания машин на штрафстоянках. «Регулирование штрафстоянок находится в большом правовом вакууме. Доставка машин туда производится в 95% незаконно, и эта система работает в одной связи с ГИБДД», -- считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По закону первые сутки после помещения машины на штрафстоянку не оплачиваются, но затем водителям приходится раскошелиться, чтобы получить свое авто обратно, а сделать это быстро не так просто. «Существуют даже посредники, которые, когда машину эвакуируют, тут же предлагают ее владельцу за вознаграждение решить вопрос с ее возвращением быстро. Это налаженный бизнес», -- рассказал г-н Похмелкин.

А лидер общероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков высказал предположение о том, что охранялась загоревшаяся стоянка далеко не лучшим образом: «То, что сгорело 28 автомашин, указывает на нерасторопность владельцев стоянки». Как оказалось, ее охраняли всего два сторожа.

Вчера пресс-служба столичного ГУВД давала информацию, что московская милиция не имеет отношения к штрафстоянке. Однако стало известно, что стоянка все же закреплена за УВД по Южному округу столицы. «Туда свозили пострадавшие в ДТП автомобили, стоянка находилась в ведении окружного ГИБДД, -- сообщил источник в УВД ЮАО. -- На месте происшествия работает оперативно-следственная группа УВД и сотрудники МЧС. Результаты экспертизы будут озвучены только через десять дней, заключительное слово выскажут эксперты МЧС».

Правозащитники настаивают, что за причиненный огнем ущерб в любом случае должны отвечать владельцы стоянки, это может быть частная организация или сама ГИБДД. «Подсчитать ущерб будет трудно, -- полагает г-н Похмелкин. -- Хотя отвечать за сохранность машин обязаны владельцы стоянок. Часто акты осмотра автомобиля, попавшего на штрафную стоянку, фальсифицируются. Сведения о наличии повреждений у транспортных средств заносят задним числом, тогда доказать, что машину повредили на штрафстоянке, нельзя».

Руслан ГИРФАНОВ