|
|
N°142, 10 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Он говорил, что у него три родины»
Санкт-петербургский кинофестиваль короткого метра под открытым небом Open Cinema в этом году посвящен режиссеру Сергею Параджанову, в честь 85-летия со дня его рождения. Организаторы задумали сделать «Цвет граната» символом и темой пятого, юбилейного Open Cinema. Как прихотливо сказано в пресс-релизе, «девять дней августа по числу созданных фильмов режиссера наполнятся параджановским красным». За время фестиваля петербуржцы смогут увидеть все фильмы, созданные Сергеем Параджановым: от первого, получившего многочисленные международные премии («Тени забытых предков»), до последних короткометражек, которые не шли в широком прокате. А начался фестиваль с выставки Сергея Параджанова в Инженерном доме Петропавловки. Выставку открыл директор ереванского музея Параджанова Завен САРКИСЯН, которому наш корреспондент Наталья ШКУРЕНОК задала несколько вопросов.
-- Как сейчас существует ваш музей?
-- Наш музей очень востребован, у нас в Ереване он из самых посещаемых музеев. Кроме того, мы сделали более 60 выставок по всему миру. Самая большая была в 2007 году в Париже, мы привезли туда 72 работы. Только в прошлом году мы были в Италии, Германии, на фестивале в Риге. Два месяца назад у нас была выставка в Магнитогорске, мэр очень нас просил, хотя это было трудно -- на нас в России уже смотрят как на иностранцев. В Петербург привезли 43 фотографии экспонатов из музея, потому что сами коллажи очень трудно перевозить.
-- Это те самые коллажи, которые режиссер называл «спрессованные фильмы»?
-- Да, Параджанов ведь дважды сидел в тюрьме, потом ему не давали делать фильмы, вот он и начал делать эти коллажи. Он вообще нигде не оставался без творчества, даже в лагерях. В одном из таких лагерей мне удалось побывать в прошлом году -- в Луганской области есть город Коммунарск, город металлургов, и я видел этот гигантский цех, где Параджанов работал дворником, там ничего до сих пор не изменилось. А у нас в музее сохранились его творения из тюремного карцера -- он подобрал алюминиевые крышки от молока и выдавил на них ногтем рельефы, называл их «талеры». Сегодня в музее собраны фотографии, коллажи, куклы, шляпы, рисунки. Жаль, что он не дожил года до открытия музея, который был создан в очень тяжелое время для Армении -- в 1991 году, когда мы были в состоянии войны с Азербайджаном. Но музей не переставал работать ни на один день.
-- Вы привезли и фильмы?
-- Да, мы покажем и фильмы самого Параджанова, и фильмы о нем. За последние годы о нем снято более 25 фильмов -- в Европе, в России, в Америке. Очень нежный фильм сделал Роман Балаян -- называется «Ночь в музее Параджанова». В общем, люди, которые любят Параджанова, смогут познакомиться со всеми гранями его творчества.
-- Чем вы могли бы объяснить интерес к Параджанову в мире?
-- Тарковский, Пазолини, Феллини, Параджанов -- по творчеству этих мастеров мир узнал об их странах, о характерах их народов, об их самобытной культуре. Ведь Параджанов сделал один из лучших украинских фильмов -- «Тени забытых предков», он сделал лучший армянский фильм -- «Саяд-Нова», или «Цвет граната», как он шел в советском прокате, в слегка перемонтированном и усеченном варианте. У него был дар понимать душу народа и показывать ее. Представляете, недавно украинцы выпустили книгу «Сто великих украинцев» и включили туда имя Параджанова! Каждый считает его своим, а он сам говорил, что у него три родины: родился в Грузии, жил на Украине, умер в Армении. А еще он говорил: я армянин, рожденный в Грузии, сижу в русской тюрьме за украинский национализм. И это тоже была правда.
-- Как вы для себя объясняете, почему советская власть так расправилась с этим выдающимся мастером?
-- Сейчас начинают говорить, что советская власть была не такая уж плохая, вот, например, нищих на улицах не было. Может, и не было в последние годы, а я так хорошо помню, как еще в 60-е годы голодала деревня. Параджанов был свободным человеком, он не считался с идеологиями, а этого советская власть не прощала. Его даже боялись, потому что непонятно было, о чем думают его герои -- там не было классовой борьбы, там не было красных и белых. Он, например, хотел снять большой фильм о защите Киева во время Великой Отечественной войны -- об огромных потерях, о гибели людей, о смерти и крови, которая проливалась и с одной, и с другой стороны, о бессмысленной гибели солдат с обеих сторон. Но фильм был закрыт на том основании, что режиссер видит войну и как трагедию немецкого народа. То есть он тогда видел то, что только сейчас начинают понимать люди, а чиновники, наверное, вообще не поймут никогда.
|