Время новостей
     N°145, 13 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.08.2009
Туризм отдыхает
Абхазия успешно конкурирует с Сочи
Нынешний летний сезон в Сочи, крупнейшей здравнице России и столице зимних Олимпийских игр 2014 года, явно будет хуже прошлогоднего. По данным местных туристических фирм, спад по сравнению с показателями 2008 года составит около 30%. В администрации Сочи заверяют в обратном: дела, мол, идут даже лучше, чем в прошлом году, и если за весь 2008 год здесь отдохнуло более 4 млн человек, то в 2009-м отдыхающих будет не меньше 5 млн человек.

Чтобы убедиться в том, что людей в Сочи сейчас, в разгар сезона, не так уж много, достаточно просто пройтись по улицам и набережным города: в многочисленных кафе полно свободных мест; на рынках торговцы жалуются, что нет покупателей; в экскурсионных кассах остаются невыкупленными сотни билетов. И везде в городе бросаются в глаза самодельные объявления о сдаче жилья отдыхающим, а это верная примета того, что на курорте, по местной терминологии, случился «недозаезд».

Впрочем, говоря о росте числа туристов, в администрации Сочи никого сознательно не обманывают, а только, скажем так, немного лукавят. Дело в том, что количество отдыхающих на курорте определяется в основном по числу пассажиров прибывающих в город автобусов, поездов, самолетов и теплоходов. Вышел человек, например, из вагона поезда, ступил на сочинскую землю -- все, он уже числится отдыхающим на курорте Сочи. А то, что этот человек тут же сел в маршрутку и поехал к реке Псоу, чтобы перейти российско-абхазскую границу и провести свой отпуск в Абхазии, сочинские власти не учитывают.

Кстати, по сведениям тех же туристических компаний, сейчас в Абхазии действительно наблюдается настоящий бум. Число отдыхающих в этой республике в сравнении с прошлым годом выросло минимум втрое. Знаменитые Гагры, к примеру, заполнены людьми, как в советские времена, -- так, что яблоку упасть негде.

Косвенным подтверждением того, что маленькая Абхазия составила серьезную конкуренцию Большому Сочи, служит вдруг начавшаяся кампания в сочинских СМИ. Раньше они не жаловали соседей своим вниманием, а теперь регулярно сообщают о разных ЧП, происходящих в Абхазии с отдыхающими из России.

Причина популярности абхазских курортов лежит на поверхности: в условиях продолжающегося экономического кризиса, когда люди считают каждую копейку, решающим фактором, определяющим выбор места отдыха, становится цена. В Абхазии и проживание, и питание обходится в два-три раза дешевле, чем в Сочи. Плюс тишина, чистейшее море, традиционно доброжелательное отношение местных жителей к гостям. В Сочи сейчас проблемы и с первым, и со вторым, и, к сожалению, с третьим. А то, что Сочи -- это очень дорогой курорт, уже давно стало притчей во языцех.

Новый мэр Сочи Анатолий Пахомов, который был избран главой курорта в апреле 2009 года, перед сезоном говорил, что администрация города ставит перед собой задачу развеять два «мифа», укоренившихся в сознании россиян. Первый «миф» -- в Сочи отдыхать дороже, чем в Турции или Египте. Второй -- в Сочи отдыхать некомфортно из-за развернувшейся олимпийской стройки. На борьбу с «мифами» из бюджета курорта было выделено 40 млн руб. Рекламную кампанию г-н Пахомов выстроил сам. Он решил, что она будет намного эффективнее, если деньги пойдут не только на публикации в СМИ, а в большей степени на поездки делегаций сочинских чиновников, которые в разных российских городах будут устраивать перед тамошними властями и журналистами презентации Сочи, сами расскажут, как там хорошо.

Накануне сезона мэр Пахомов лично пытался договориться с руководством ОАО «РЖД» и авиаперевозчиками, чтобы они не поднимали стоимость билетов. Параллельно он вел переговоры с владельцами сочинских здравниц, чтобы они не задирали цены на путевки. Однако мало что удалось. Позже, общаясь с журналистами, г-н Пахомов с горечью отметил, что авиаперевозчики «не стали патриотами города Сочи». Действительно, один перелет к черноморскому побережью стоит примерно столько же, сколько двухнедельный отдых в Греции или Турции. Авиабилет из Москвы в Сочи, по данным на 3 августа, стоил 20 500 руб., а восьмидневная путевка в Турцию в пятизвездочный отель по системе "все включено" со 2 августа обходилась клиенту примерно в 14 300 руб. на человека. Отдых в Греции в течение 12 дней будет стоить 23 тыс. руб. на человека.

На призыв администрации курорта, казалось, откликнулись железнодорожники, но в разгар лета они перевели самый популярный скорый поезд, курсирующий между Москвой и Сочи, в разряд фирменных, и проезд в нем подорожал существенно.

В сочинских санаториях, пансионатах и гостиницах мэру пообещали цены не поднимать, но потом, посчитав, сколько уйдет на налоги (в первую очередь за дорогущую сочинскую землю), стоимость отдыха все-таки увеличили.

В общем, сейчас и прилететь, и приехать в Сочи довольно дорого, и отдыхать здесь недешево. Самый дешевый номер в самой «демократичной» гостинице обойдется в 1500 руб. с человека в сутки. В частном секторе можно найти комнатку и за 300 руб., но эта комната будет в квартире, где за стенкой храпят хозяева. А дом с этой квартирой будет находиться на дальних окраинах города, от которых до моря ехать и ехать. В местах, более близких к пляжам, цены на комнаты начинаются от 800 руб. Дешевле сочинцы свое жилье не сдают. Даже несмотря на отсутствие спроса.

Почему в Сочи все обходится так дорого? Местные жители, отвечая на этот вопрос, говорят: «А что вы хотите, это же олимпийская столица!» Два года назад, когда Сочи обрел новый статус, здесь сразу же подорожали земля, дома, квартиры, выросли ставки земельного налога и аренды помещений. Цепочка потянула за собой цены на продукты питания, бытовую технику. В итоге выросло в цене все. А источник доходов у города и его жителей остался один -- отдыхающие, на которых сочинцы теперь пытаются переложить свои олимпийские издержки.

Понятно, что не всем это нравится. По результатам недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), 52% опрошенных назвали главным недостатком Сочи то, что на этом курорте слишком высокие цены при низком уровне обслуживания.

Второй «миф», что в Сочи невозможно нормально отдохнуть из-за олимпийской стройки, тоже развеять не удалось. Накануне сезона власти Сочи, используя любую возможность, пытались объяснить россиянам: олимпийские объекты строят только в двух местах Адлерского района -- в горах, в районе Красной Поляны, и у моря, в Нижнеимеретинской низменности, а в других частях города, протянувшегося на 145 км, никакой олимпийской стройки нет. Но в конце июля началось строительство еще одного олимпийского объекта, который находится уже вблизи аэропорта, -- автомобильной развязки «Адлерское кольцо». Тут же возникли огромные проблемы с организацией движения транспорта: пробка из машин протянулась на 20 км от Адлера до Хосты. Сотни людей опоздали на самолеты. Но уже осенью в Сочи, в Центральном и Хостинском районе, в рамках олимпийского строительства начнут прокладывать дорогу -- дублер главной сочинской магистрали Курортного проспекта и строить еще несколько развязок. Это строительство не может не отразиться на качестве отдыха в Сочи.

В Сочи говорят еще об одной причине снижения числа отдыхающих, которое, как уже ожидают на курорте, приведет к сокращению поступлений в местный бюджет и соответственно росту его дефицита, подбирающегося к 1 млрд руб. (К слову, на днях стало известно, что из-за отсутствия денег в казне вновь приостановлена выплата муниципальной надбавки в размере 500 руб. сочинским пенсионерам. Хотя г-н Пахомов, агитируя за себя на выборах мэра, обещал старикам ежемесячно выплачивать эти деньги.) Сотрудники администрации курорта, попросившие не называть их фамилии, сообщили «Времени новостей», что снижение потока отдыхающих вызвано еще и отказом нескольких крупных туроператоров, ранее работавших с сочинскими санаториями, пансионатами и гостиницами, работать с Сочи. Напротив, они начали активно продвигать курорты Турции. Так они отреагировали на слова мэра Анатолия Пахомова о том, что Сочи намерен вообще отказаться от услуг туроператоров. Об этом мэр заявил в самом начале курортного сезона, когда рассказывал журналистам о своей идее продавать путевки в сочинские здравницы напрямую, минуя посредников. Для этого был сделан специальный сайт и открыт специальный телефонный справочный центр. Но заменить таким способом работу туроператоров сочинским властям пока не удалось.

Кстати, институт туроператоров, услугами которых пользуются объекты размещения туристов, существует во всех странах. Во всем мире прямые продажи туров на отдых занимают не более 20%, остальные 80% путевок реализуются туроператорами, поскольку для санаториев, пансионатов и гостиниц продажа отдыха напрямую сопряжена с более высокими затратами на продвижение путевок. Поэтому ни один курорт мира не работает без туроператоров. В Сочи, похоже, решили, что мировой опыт можно проигнорировать.

Игорь ГЛАНИН, Сочи
//  читайте тему  //  Олимпиада - 2014