Время новостей
     N°159, 02 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.09.2009
Предметный анализ
Социологи составили рейтинг полезности школьных дисциплин
Основными блоками «школьного фундамента» для реальной жизни россияне видят математику и русский язык. Подтверждением тому служат результаты недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) в 46 регионах страны. Социологи задали 1600 респондентам вопросы о полезности-бесполезности полученных в школе знаний по разным предметам. Профессионалы от образования, впрочем, не считают полезным сам поиск ответа на этот вопрос.

В преддверии Дня знаний социологи затронули проблему, о которой спорят специалисты образовательной сферы и задумываются вчерашние и сегодняшние школьники. Исследователи ВЦИОМ спрашивали, какие дисциплины респондент считает полезными для будущего нынешних школьников, а какие -- нет. Каждый мог назвать произвольное количество предметов. В результате 50% опрошенных возвели в ранг «королевы наук» математику, а 47% -- русский язык. Касательно остальных предметов мнения разошлись. За полезность иностранного языка и истории высказалось примерно одинаковое количество респондентов (25 и 24% соответственно). Чуть меньше россиян сочли необходимыми физику (17%), литературу (16%) и информатику (16%). Нижние строчки «рейтинга полезности» заняли такие предметы, как химия, физкультура, основы безопасности жизнедеятельности. Кстати, экспериментальные дисциплины -- вроде основ православной культуры и уроков толерантности -- тоже назывались опрашиваемыми в числе полезных. Но, по словам руководителя управления политических исследований ВЦИОМ Степана Львова, их процентная доля была столь мала, что не вошла в основной «рейтинг».

«Скорее всего, респонденты ориентировались на практическую ценность. Математика и русский -- основополагающие предметы, которые закладывают грамотность, умение анализировать», -- пояснил г-н Львов «Времени новостей». Правда, некоторые эксперты видят в результатах опроса более глубокий подтекст. Депутат Мосгордумы и редактор журнала «Математика и жизнь» Евгений Бунимович полагает, что такие итоги опроса являются «признаками зрелости общества». «В незрелых обществах нужны практические знания, которые постоянно меняются, а не умение рассуждать. Математика -- самая непрактичная из всех наук: синусы-косинусы во дворе не растут. Но ее цель -- развить критическое мышление, чтобы появились люди, которыми трудно манипулировать. Видимо, люди это понимают, и то, что ей отдается предпочтение, хорошо для общества», -- оптимистично предположил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Бунимович. При этом депутат отмечает, что чиновники в отличие от населения не уверены в необходимости преподавания математики. «Мы целый год боролись, чтобы математика стала обязательным экзаменом», -- напомнил он.

Второй вопрос -- о бесполезных предметах в школьной программе -- ввел многих респондентов в замешательство. Более двух третей (69%) опрошенных социологами затруднились ответить на этот вопрос, и лишь 7% выразили уверенность, что бесполезных предметов в школе нет. Остальные называют в числе ненужных разные дисциплины: 6% относят к таковым химию, по 4% --рисование и физику, 3% -- иностранные языки, по 2% указывают на черчение, биологию, геометрию, физкультуру. «Действительно, мы поставили людей в затруднительное положение, -- говорит Степан Львов. -- У нас считается, что все предметы важны. У населения есть некий «пиетет» к образовательной системе, причем чем старше респондент, тем ярче это выражается». Молодые россияне, по словам г-на Львова, чаще по личному опыту называли бесполезными такие специфические предметы, как химия, рисование, пение.

По словам школьных преподавателей, однозначно на такие вопросы не смогли бы ответить и профессионалы. «Мы постоянно дискутируем на эту тему, но к однозначному выводу не приходим, просто потому, что это невозможно, -- пояснил «Времени новостей» заместитель директора 57-й московской школы Борис Давидович. -- Все слишком субъективно, и сам вопрос по сути философский. Эта попытка лобовой оценки действительности ни к чему не приведет».

Социологи в свою очередь не претендуют на серьезность исследования. «Мы лишь хотели проверить гипотезу о том, что школьная программа в нынешнем ее виде пользуется поддержкой и уважением», -- говорит г-н Львов. По его словам, косвенные доказательства этому получены. «У населения нет отторжения ни самой программы в целом, ни отдельных ее предметов», -- уточнил представитель ВЦИОМ.

Дарья ЛУГАНСКАЯ