Время новостей
     N°176, 25 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2009
Движение присоединения
Дмитрий Медведев призвал ядерные страны включаться в процесс разоружения
Лидеры «большой двадцатки» вчера вечером прибыли в столицу штата Пенсильвания город Питсбург уже на третью в истории встречу. Дмитрий Медведев, Барак Обама и другие лидеры переберутся туда из Нью-Йорка, где проходит Генеральная Ассамблея ООН. После выступлений на Генассамблее президенты России и США провели двусторонние переговоры, а днем приняли участие в заседании Совета Безопасности ООН.

Выступление в ООН в рамках нынешней поездки г-на Медведева в США не самое центральное событие. Очевидно, что для российского президента важнее участие в «двадцатке» и прошедшие в среду переговоры с Бараком Обамой. Вероятно, поэтому 22-минутная речь Дмитрия Медведева оставила впечатление вполне дежурной, не «исторической». Он сразу отметил, что хочет остановиться на темах, которые «представляются важными для всех нас, для наших общих подходов к международной повестке дня». В число этих тем вошли экономический кризис, дееспособность ООН, проблемы ядерного разоружения, региональных конфликтов и фактов фальсификации истории.

Касаясь проблем глобальной экономики, требующих коллективного решения, российский президент описал их так: «...это разбалансированность ныне существующих механизмов управления мирохозяйственными связями, неадекватность действующих правил игры, разрыв связей между финансовыми рынками и реальным сектором экономики. И нужно общими усилиями создать такую финансово-экономическую модель, которая гарантировала бы всех нас от подобных потрясений в будущем».

Тема ядерного оружия получила в выступлении г-на Медведева довольно неожиданный поворот. «Считаем, что к разоруженческим усилиям России и США должны присоединиться другие ядерные страны. Не обязательно ждать дальнейшего прогресса в российско-американском процессе разоружения. Можно заранее начинать согласование приемлемых и практичных схем, которые будут учитывать различия в размерах потенциалов», -- заявил российский президент. И хотя г-н Медведев оговорился, что прогресса на переговорах Москвы и Вашингтона «не обязательно ждать», вряд ли он отважился бы на подобное заявление, не будь на самом деле этого прогресса.

Вчера на специальном саммите членов Совета Безопасности ООН была принята резолюция по нераспространению, комментируя которую Дмитрий Медведев заявил, что Россия и США еще в рамках Договора по СНВ-1 провели беспрецедентные сокращения ядерных вооружений и сейчас обсуждают новое трехкратное сокращение. Он подчеркнул, что ситуация в сфере нераспространения меняется не в лучшую сторону: старые угрозы сохраняются, но появляются и новые. К ним он отнес появление ядерных компонентов в руках террористов. Г-н Медведев вновь отметил, что Россия и США рассчитывают, что их усилия по сокращению ядерных арсеналов «будут поддержаны всеми ядерными странами».

Источник в российской делегации пояснил "Времени новостей", что Москва считает важным, чтобы процесс разоружения не был исключительно делом России и США -- к нему могли бы присоединиться другие ответственные мировые державы (в качестве примера он назвал Францию). Впрочем, он дал понять, что пока речь идет о пожелании, а не о конкретных переговорах на эту тему.

Сегодня центральное место в программе российского президента и лидеров стран «двадцатки» займут вопросы экономические. Саммит G20 в Питсбурге будет уже третьим менее чем за год.

В первый раз «большая двадцатка» собиралась в ноябре прошлого года в Вашингтоне. Одним из наиболее важных итогов той встречи стало объявление годичного моратория на введение протекционистских барьеров. На втором саммите в апреле нынешнего года в Лондоне лидеры договорились о серьезном увеличении финансовых возможностей Международного валютного фонда для оперативной помощи странам, страдающим от глобального кризиса. Главный вопрос сегодняшней дискуссии -- до какой степени следует продолжать меры, стимулирующие возобновление экономического роста.

Как стало известно, результатом этой дискуссии может стать поручение МВФ вести контроль за переходом стран к политике выхода из стимулирующих программ.

С формальной точки зрения лондонский саммит оказался эффективнее вашингтонского: антипротекционистский мораторий почти сразу был нарушен, а вот ресурсы МВФ за последние полгода удалось пополнить весьма существенно. Успех очередной встречи, как сходятся все эксперты, будет зависеть от способности «двадцатки» сохранять координацию антикризисной политики. Это, очевидно, касается и действий в бюджетной сфере, и денежно-кредитной политики, и протекционизма (кстати, объявленный в Вашингтоне мораторий скоро истекает), и таких резонансных вопросов, как контроль за вознаграждениями топ-менеджеров. Отдельный важный вопрос -- реформа МВФ, которая может получить политический импульс.

Проект коммюнике, который будет выпущен сегодня поздно вечером, обещает быть многословным: по некоторым данным, на финальном этапе подготовки документ уже перевалил за три десятка страниц. Согласно попавшему в распоряжение агентства Reuters проекту коммюнике, США предлагают «двадцатке» согласиться на «взаимную оценку», модерируемую Международным валютным фондом. Эта оценка должна свидетельствовать, что «политика, проводимая странами G20 в индивидуальном порядке, коллективно совместима с более жизнеспособными и уравновешенными траекториями развития глобальной экономики». Иными словами, предлагается дать МВФ право сигнализировать о том, готовы ли конкретные страны перейти к exit strategies и правильно ли они реализуют такие стратегии.

Природа такого предложения понятна: это удобный способ прекратить бесконечные дискуссии между лидерами на эту тему, переложив ответственность на МВФ. Но в таком случае заранее можно предсказать и то, что результат вряд ли будет впечатляющим. Как известно, фонд принято обвинять в том, что он «навязывает» своим заемщикам меры экономической политики. Но также хорошо известно, что МВФ все последнее десятилетие говорил о глобальных дисбалансах (торговый и бюджетный дефицит в США, необходимость структурных реформ в Европе, изменения курсовой политики Китая), что не производило ни малейшего впечатления на адресатов. В последнее время «двадцатка» сильно поработала над укреплением имиджа МВФ, но поручить ему решать проблему, которую не могут решить сами участники клуба, означало бы подложить под «новый МВФ» мину замедленного действия.

Андрей ДЕНИСОВ, Нью-Йорк
//  читайте тему  //  Мировой финансовый кризис