Время новостей
     N°176, 25 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2009
Не всех и не сейчас
«АвтоВАЗ» обещает через три года вернуть обратно часть уволенных
«АвтоВАЗу» не удастся избежать массовых увольнений в ближайшее время. Согласно решению компании, своих рабочих мест лишится практически треть завода. Как сообщила вчера пресс-служба «АвтоВАЗа», планируется сократить 27,6 тыс. сотрудников предприятия с учетом 5 тыс. человек, уже уволенных в этом месяце. «В условиях кризиса программа предусматривает производство порядка 500 тыс. автомобилей в год. Предприятие работает в одну смену, мощности загружены на 65%. В такой ситуации необходимо снижение численности персонала, к которому сегодня вынужденно прибегли все автопроизводители», -- говорится в официальном сообщении компании. При этом, как отметили в «АвтоВАЗе», ранее планировалось уволить порядка 36 тыс. сотрудников, однако после обсуждения кадровой ситуации с профсоюзами эта цифра была снижена до 27,6 тысячи.

Сейчас штатная численность завода -- 102 тыс. человек. «Такой коллектив не может обеспечить эффективность и самоокупаемость производства, поэтому достигнута договоренность о снижении численности персонала на 27,6 тыс. человек», -- говорится в заявлении компании. 13 тыс. из сокращаемого персонала -- это пенсионеры, которым предприятие обещает выплатить «все оговоренные коллективным договором суммы». Тем же, кто уйдет на пенсию в сентябре-октябре, также «гарантируются выплаты в полном объеме». 5,5 тыс. увольняемых пока только готовятся стать пенсионерами -- это женщины и мужчины в возрасте от 53 и от 58 лет соответственно. «У этих работников есть реальная возможность получить и государственную, и корпоративную пенсию», -- полагают в «АвтоВАЗе». Однако для спасения предприятия придется пожертвовать и более ценными кадрами: 9,1 тыс. человек, попавших под сокращение, являются работниками трудоспособного возраста.

В «АвтоВАЗе» обещают про них не забыть и заявляют, что «разработан план дальнейшей занятости для таких сотрудников». Правда, понадобятся не все и не сейчас. «К началу 2012 года 6 тыс. из них будут снова востребованы на «АвтоВАЗе» для работы на новой линии, проект которой принят компанией совместно с Renault», -- заявляют в компании. Пока же сокращенным сотрудникам предложено подождать решения правительства о создании на территории Самарской области особой экономической зоны или поменять специальность. «Людям будут предложены временные рабочие места в Тольятти, работа на строительстве объектов особой экономической зоны, проект которой обсуждается в правительстве РФ, переобучение сроком до пяти-шести месяцев с выплатой стипендии», -- заявили на «АвтоВАЗе».

Следует отметить, что предложения руководства «АвтоВАЗа» были приняты лишь частью профсоюзных лидеров завода. Председатель профкома «АвтоВАЗа», входящего в Федерацию независимых профсоюзов, Николай Карагин действительно признал, что любое, даже временное трудоустройство заводчан или вынужденная ими смена профессии могут стать спасением для тысяч работников и их семей. «Создание новых рабочих мест в любом случае является спасительной мерой. Самое главное, чтобы мест было как можно больше», -- заявил «официальный» профлидер автозавода. Вместе с тем г-н Карагин подчеркнул, что вазовское руководство явно завышает число тех, кто может быть отправлен на заслуженный отдых. Согласно подсчетам профкома, «где-то 12 тыс. человек достигли пенсионного возраста по заводскому положению и могут написать заявление и получить положенные в таком случае денежные средства». Кроме того, по словам г-на Карагина, еще 6 тыс. работников могут уйти на пенсию досрочно.

В отличие от представителей ФНПР, «альтернативные» профсоюзные боссы считают предложения государства и работодателей унизительными. Так, лидер независимого профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство», вице-президент Всероссийской конфедерации труда Петр Золотарев полагает, что «предложения имеют единственную цель -- подавить социальное напряжение в Тольятти». «Люди уже уволены, а «другие рабочие места» есть только на словах. Видимо, это и есть обещанный антикризисный план на «АвтоВАЗе», -- заявил он Интерфаксу. Общественные работы, куда планируется направить часть уволенных сотрудников, фактически не организованы, утверждает лидер «Единства». Что же касается идеи задействовать работников на строительстве в особой экономической зоне, то, подчеркивает г-н Золотарев, это приведет к потере квалификации и затруднит возвращение на завод через два года, которое было обещано вазовцам. «Страна потеряет высококвалифицированных специалистов», -- предостерегает профлидер. Что же касается перевода рабочих из высокотехнологичных цехов на фабрики по производству игрушек, то, по его мнению, «это выглядит просто унизительно». «Это не что иное, как ирония», -- уверен руководитель альтернативного профсоюза «АвтоВАЗа».

Как уже сообщала газета «Время новостей», первые увольнения на заводе прошли в сентябре -- была существенно изменена структура управления заводом, в результате чего под сокращения попало 5 тыс. человек. На прошлой неделе в ситуацию даже попыталось вмешаться Минздравсоцразвития. Глава ведомства Татьяна Голикова заявила, что, несмотря на пуск конвейера, из-за сокращенной рабочей недели «до февраля следующего года в простое будет находиться 89 тыс. сотрудников предприятия». Правда, в «АвтоВАЗе" на это заявили, что «не знают, откуда взяты эти цифры и данные». Между тем компания обещала министерству, что до конца года планируется сокращение лишь на 14 тысяч.

Однако уже давно стало понятно, что такая цифра существенно занижена. Конвейер периодически останавливался еще с начала года, а в августе завод и вовсе полностью прекратил работу. Возобновилось производство с сентября, однако по решению компании рабочая неделя вплоть до февраля будет урезана вдвое. Согласно официальным данным, продажи автоконцерна упали в первом полугодии на 44% при общем падении рынка на 49%, составив 179,87 тыс. штук. На начало июля складские запасы завода насчитывали 80 тыс. автомобилей, при том что в июне продажи Lada составили 28,85 тыс. штук. После остановки конвейера они уменьшились до 58 тыс. -- компания сумела реализовать 28 тыс. автомобилей.

Все предпринимаемые правительством усилия для поддержки автогиганта имели далеко не очевидный эффект. Еще в марте на завод прибыл лично премьер-министр Владимир Путин, который принял решение о выделении «АвтоВАЗу» 25 млрд руб. в качестве имущественного взноса государства в «Ростехнологии» для последующего кредитования предприятия. При этом еще 700 млн руб. должны были быть направлены для поддержания количества рабочих мест. Также компании были обещаны госкредиты по льготным ставкам для ликвидации долга в 40 млрд руб. Однако задолженности «АвтоВАЗа» с каждым месяцем только росли. В начале сентября компания должна была банкам более 42 млрд руб., большая часть долга же перед поставщиками и подрядчиками была погашена благодаря правительственной ссуде. При этом убыток «АвтоВАЗа» в первом полугодии по РСБУ составил 14,1 млрд руб. Для реализации инвестпрограммы компания привлекает кредиты в общей сложности на 90 млрд руб. Кроме того, в конце августа президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин написал заявление об отставке, которое было принято. Его место занял Игорь Комаров, который до этого был исполнительным вице-президентом компании. Была также изменена и ее конфигурация: госкорпорация «Ростехнологии», владеющая блокпакетом «АвтоВАЗа», решила передать все свои активы автомобильному суперхолдингу «Росавто», создаваемому на базе «АвтоВАЗа» и КамАЗа.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ, Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Автопром