Время новостей
     N°192, 19 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2009
Новая преграда
Еврокомиссия недовольна условиями сделки по продаже Opel
Продолжавшиеся многие месяцы переговоры вокруг продажи компании Opel в итоге привели к изрядной неразберихе. Все еще непонятно, какие заводы будут закрыты, сколько рабочих мест предстоит сократить, правительства каких стран предоставят средства и что на это скажет Евросоюз. Так написала немецкая Die Welt в конце прошлой недели, после того как ожидавшееся подписание документов о продаже Opel альянсу Magna-Сбербанк так и не состоялось. По сведениям Financial Times, продавец -- американский концерн General Motors (GM) -- и Magna решили перенести подписание окончательного договора о продаже Opel еще на несколько дней по причине задержки с подписанием всех связанных со сделкой документов. В частности, пока стороны еще согласовывают вопрос о предоставлении покупателю Opel госгарантий, а Европейская комиссия уже сочла помощь, обещанную правительством Германии немецкому автоконцерну в рамках предстоящей сделки, не соответствующей правилам конкуренции.

Комиссар по антимонопольной политике Еврокомиссии Нили Кроэс направила письмо министру экономики и технологий Германии Карлу-Теодору цу Гуттенбергу, в котором выразила озабоченность предстоящей сделкой по реструктуризации автоконцерна, высказав мнение, что предоставляемая правительством финансовая помощь Opel в размере 4,5 млрд евро нарушает антимонопольное законодательство ЕС. «Согласно предварительному расследованию, проведенному Еврокомиссией, есть явные признаки того, что помощь, обещанная немецким правительством автомобильной компании Opel, предполагала, по предварительному условию, что консорциум Magna-Сбербанк получит большую часть акций автомобильного концерна», -- отмечает г-жа Кроэс и добавляет, что подобное условие «несовместимо» с правилами рыночной конкуренции, установленными в ЕС. Как считает г-жа Кроэс, GM «должна получить возможность пересмотреть условия сделки, основываясь на письменных гарантиях немецкого правительства, что помощь будет оказана вне зависимости от выбора инвестора (компании-покупателя) и программы действий».

В конце сентября совет директоров GM принял решение о продаже 55% акций германского автопроизводителя консорциуму Magna и Сбербанка. При этом 35% акций Opel должны остаться у GM и 10% -- у работников немецкого предприятия. Согласно первоначальному плану Magna в рамках реструктуризации на европейских заводах Opel предполагалось уволить 10,5 тыс. человек из 55-тысячного коллектива, в том числе 4,7 тыс. в Великобритании, 4,1 тыс. в Германии и 1,7 тыс. в Испании. Позже руководство Magna уменьшило число запланированных увольнений в Испании до 1,35 тыс. человек.

В преддверии подписания договора о продаже Opel представители профсоюзов Германии и Великобритании заявляли об одобрении достигнутых с новым владельцем договоренностей о сохранении рабочих мест на заводах компании. В то же время СМИ сообщали, что переговоры с испанскими и германскими представителями зашли в тупик. Так, по некоторым данным, не достигнуто решающего прорыва в переговорах Magna с представителями рабочих заводов Opel в Германии и Испании по поводу права участия рабочих в управлении компанией, а также масштабов сокращения производства. Но в прошлую пятницу Magna сообщила, что изменила свои предложения по заводу Opel в Испании, предложив сохранить до 70% производственных мощностей в период с 2010 по 2013 год, и обязалась инвестировать средства в развитие. Однако, по сообщению информагентства EFE, профсоюзный комитет завода не согласился с этим предложением, поскольку, по его мнению, оно не решает проблемы с сокращением рабочих мест в ближайшее время.

Немецкие СМИ практически уверены, что итогом этой бесконечной борьбы будет все-таки продажа Opel консорциуму во главе с Magna, ведь все участники -- концерны, правительства, профсоюзы и производственные советы -- уже вложили слишком много сил, и этот процесс уже не остановить. «Вряд ли министры или председатели производственных советов решатся объявить, что сделка оказалась неудачной и автомобильный концерн потерпел крах», -- пишет Die Welt.

Впрочем, насколько это хорошо для Opel -- пока неясно, ведь немецкий актив превратится в весьма своеобразную компанию, где каждый будет преследовать собственные цели. Так, GM намерена и в будущем пользоваться техническим ноу-хау компании Opel, Россия -- возрождать с ее помощью собственную автомобильную промышленность, а Magna -- стать глобальным концерном. Сотрудники же Opel хотят сохранить свои рабочие места. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на финальном этапе каждая из сторон пытается получить для себя максимальную выгоду, считают немецкие СМИ.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром