Время новостей
     N°192, 19 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2009
Выхода нет
Россия прекратила применять положения Договора к Энергетической хартии
Завтра истекает 60-дневный срок с момента регистрации правительством Португалии уведомления российской стороны о прекращении временного применения Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Таким образом, как объяснил «Времени новостей» Андрей Конопляник, длительное время являвшийся заместителем генерального секретаря секретариата хартии, Россия официально выйдет из режима временного применения, но при этом формально останется страной, подписавшей ДЭХ. Таких государств до сих пор было три -- Норвегия, Австралия и Исландия. Они подписали договор, но не ратифицировали его и даже (в отличие от России) не брали на себя обязательств его применять на временной основе. В режиме временного применения теперь остается только Белоруссия, остальные подписанты -- 51 государство и две коллективные организации (ЕС и Евроатом) -- ДЭХ ратифицировали и являются ее полноправными участниками.

Газовый конфликт с Украиной, в ходе которого хартийные механизмы никак не сработали и не помогли предотвратить срыв транзита или хотя бы наказать виновных, спровоцировал Москву на острую критику ДЭХ. На созванной в российской столице международной конференции высокого уровня в разгар январского кризиса президент Дмитрий Медведев впервые провозгласил необходимость модернизировать нормативную базу международного энергетического сотрудничества. Тогда же бывшие собственники ЮКОСа добились определенного прогресса в своих попытках привлечь Россию к международному суду согласно положениям Договора к Энергетической хартии о недопустимости национализации компании без справедливой компенсации. Весной Дмитрий Медведев и Владимир Путин заговорили о возможности отзыва подписи. А чтобы не давать оснований для обвинений в неконструктивном подходе, Москва подготовила свои предложения международной общественности.

В апреле документ под названием «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики» президент России передал финскому премьеру во время встречи в Хельсинки. Затем «Подход» был разослан руководителям стран и в профильные международные организации. Помощник главы государства Аркадий Дворкович тогда пояснил, что документ предполагает «полномасштабную, новую нормативно-правовую базу для будущего энергетического сотрудничества». Причем, по словам советника президента, «концептуальный подход» совсем не обязательно должен был стать заменой Энергетической хартии, но его положения могли стать дополнением к уже существующим или скорректировать их. Впрочем, и сам документ в основном дублировал положения хартийных документов. И вся новизна заключалась в предложении создать механизм, устанавливающий процедуру преодоления чрезвычайных ситуаций в сфере транзита энергоносителей. Реакция на инициативу, как и ожидалось, последовала весьма сдержанная с признаками недоумения. Европейцы обещали рассмотреть российские предложения, подчеркивая неприемлемость отказа от Энергетической хартии и ДЭХ.

Дискуссия внутри правительства России о форме выхода была острой, но в итоге летом, несмотря на отрицательные отзывы экспертов МИДа и Минэнерго, было решено идти в этом вопросе до конца. Правда, в подписанном Владимиром Путиным два месяца назад постановлении давалось поручение уведомить депозитарий хартии (правительство Португалии) о прекращении временного применения, а не полном выходе из договора.

Трудно сказать, было ли это сознательным смягчением позиции, чтобы не стать изгоями в энергетическом диалоге с ЕС, или так вышло только потому, что в документах хартии нет прописанной процедуры отзыва подписи под ДЭХ. Жест в итоге оказался больше политический, чем содержательный. Россия не вышла из ДЭХ и в то же время обязана выполнять положения договора в течение 20 лет после прекращения режима временного применения.

«Непосредственно от прекращения временного применения договора мы ничего не потеряли, но теперь перед нами стоит задача продвижения наших инициатив по совершенствованию международных энергетических отношений. Однако в этом мы до сих пор не сильно продвинулись. Само по себе лидерство России в этом процессе на Западе никому не нужно», -- отметил директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. Он также добавил, что при этом наша страна поставила себя в положение, когда она не будет иметь возможности опираться на положения хартии для защиты собственных интересов.

Андрей Конопляник полагает, что России можно и нужно продолжать переговоры о модернизации ДЭХ с учетом замечаний к действующему тексту и новых инициатив. Хотя не исключает, что теперь чисто бюрократически это будет сделать гораздо сложнее, а найти другую признанную площадку для обсуждения механизмов многостороннего международного энергетического сотрудничества практически невозможно.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ, Алексей ГРИВАЧ