Время новостей
     N°227, 09 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2009
Говорят, полетим
Airbus анализирует российский рынок
В ближайшие два десятилетия России понадобится 1004 новых самолета, свидетельствует прогноз, распространенный вчера в Москве европейским авиастроительным концерном Airbus. Эта цифра практически совпадает с соответствующим прогнозом, подготовленным другим лидером мирового гражданского авиастроения -- американской компанией Boeing. Правда, Boeing не выделяет Россию из других постсоветских государств, анализируя все бывшие республики СССР, кроме прибалтийских, как единый рынок. В августе вице-президент подразделения коммерческих самолетов Boeing Рэнди Тинсет заявил, что в период с 2009 по 2028 год авиакомпании этого региона мира купят 1050 самолетов. Хотя границы рассматриваемого рынка коллеги-конкуренты проводят немного по-разному, общий его объем за 20-летний период они оценивают совершенно одинаково -- 90 млрд долларов.

Как заявил вчера глава представительства Airbus в России Вадим Власов, к 2028 году практически все самолеты, летающие в России сейчас, сойдут со сцены. Из 535 лайнеров вместимостью более 100 пассажиров, которые использовались к концу 2008 года, до 2028 года «доживут» только 30. Тысяча с лишним самолетов, которые придется купить на замену списанным, распределятся, согласно экспертам Airbus, так: 838 узкофюзеляжных и 166 широкофюзеляжных. Boeing в своем летнем прогнозе указал: 610 и 170 самолетов соответственно.

По мнению Airbus, авиапассажирские перевозки в России будут расти быстрее, чем в остальном мире. Авторы прогноза полагают, что в среднем за 20 лет в нашей стране пассажиропоток на воздушном транспорте будет увеличиваться на 5,6% ежегодно. Для всего остального мира в среднем этот показатель не превысит уровень 4,6--4,8%. Причем рост, как ожидается, будет обеспечен в основном международными маршрутами. Внутри страны средний рост пассажиропотока будет колебаться около отметки 4,8% в год. Зато на направлениях в страны СНГ он будет увеличиваться в темпе 6,6%, а на маршрутах к дальним континентам (Северная и Южная Америка, Австралия) еще быстрее -- по 7--7,9% в год. Правда, сейчас пассажиропоток в России не только не растет, а еще и уменьшается довольно быстро. Г-н Власов вчера сказал, что не знает, когда это падение прекратится, так как методика 20-летних прогнозов Airbus рассчитана на анализ долгосрочных тенденций, а делать предсказания о том, что будет через несколько месяцев, слишком рискованно.

«Несмотря на недавний экономический спад, который не мог не отразиться на сфере воздушных перевозок, мы видим стабильный спрос на самолеты в этом регионе. Российский рынок имеет большой потенциал для развития, и как только экономика окончательно выйдет из кризиса, спрос на самолеты возрастет. Мы намерены получить по крайней мере половину от всех поставленных в этот период самолетов», -- отмечает вице-президент Airbus по продажам в Восточной Европе и СНГ Андреас Крамер. По меньшей мере до 2016 года российские самолеты не составят конкуренцию европейским и американским на отечественном рынке. До тех пор в России не будет создан новый самолет вместимость более 100 кресел. Правда, г-н Крамер сказал, что в более отдаленной перспективе существующая сейчас в мире двойная монополия Airbus и Boeing на производство крупных пассажирских самолетов не сохранится. По его словам, прорыв в эту бизнес-нишу планируют сразу несколько новичков -- авиастроители Китая, Японии, Кореи и России.

Михаил КУКУШКИН