Время новостей
     N°228, 10 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.12.2009
Словесный портрет
В России выбирают главное выражение 2009 года
В декабре завершается популярный во многих странах мира конкурс «Слова года». Он призван выявить слова-символы, характеризующие нынешнее состояние общества. В России конкурс проводится уже третий раз, однако впервые главное слово ищут не в тесном кругу экспертов-лингвистов, а при участии рядовых граждан, голосующих в Интернете. Проголосовать можно на сайте сети «Имхонет» до 15 декабря. На звание главного слова 2009 года в нашей стране претендуют выражения, отражающие понятия, связанные с экономическими неурядицами, -- «антикризисный», «отсрочка по кредитам», «голодообразующее предприятие». В большинстве других стран, где проводится аналогичный конкурс, кризис если и отразился на словесной картине года, то не столь значительно.

В России конкурс проходит по четырем номинациям. Кроме непосредственно слова года выберут выражение и неологизм года, а также неологизм, связанный с Интернетом, -- «словосеть». Сейчас в каждой номинации выявлены десять финалистов. В топ-10 в основном наименования негативных явлений жизни. «Сейчас мы не знаем точных результатов, но тема кризиса является центральной для нынешнего года в России в отличие от Японии и Соединенных Штатов, где о кризисе, судя по результатам конкурса, забыли или стали забывать, -- заявил в интервью радио «Свобода» куратор проекта «Слово года» Михаил Эпштейн. -- У нас «антикризисный», «вторая волна кризиса», «новые бедные» находятся в самом верху списков. Дело не только в кризисе как экономическом явлении, дело в кризисном, критическом состоянии духа. Поэтому в России тема кризиса так надолго зафиксировалась: она указывает на нечто более глубокое, чем экономика, -- на то дно, которого страна касается».

«Состояние духа» россиян интересует организаторов больше всего, а получить его позволяет именно нынешний формат голосования. Поэтому по инициативе профессора теории культуры университета Эмори в Атланте Михаила Эпштейна при поддержке Российского регионального центра интернет-технологий ( РОЦИТ) конкурс организуется на базе социальной сети. «Глас народа интересует нас, конечно, прежде всего, -- заявила «Времени новостей» представитель сайта «Имхонет» Елена Лебедева. -- Экспертное жюри уже подвело свои итоги. Стоит заметить, что оценки специалистов и народа разнятся. Так, слово «дезавуировать народ», признанное профессионалами главным в 2009-м, при голосовании в Сети не прошло даже в список финалистов». Правда, результаты предыдущих конкурсов с экспертной оценкой, пожалуй, тоже отражали дух времени. В 2007 году словом года был провозглашен «гламур», а второе и третье места достались «нанотехнологиям» и «блогеру» соответственно. В 2008 году первую сточку занял «кризис», а также в тройку вошли «коллайдер» и «великодержавный».

В США, где уже подвели итоги конкурса, победителем стало «словосеть» unfriend -- расфрендить, исключить из друзей в социальной сети. В экономике лидировали неологизмы freemium (бесплатный минимум), то есть модель бизнеса, когда базовые услуги оказываются бесплатно, за счет оплаты пользователем дополнительных услуг и zombie bank (зомби-банк), то есть финансовое учреждение, продолжающее жить только благодаря поддержке государства. В разделе политики и обществоведения в первых рядах было выражение choice mom (мама по выбору) -- человек, сознательно выбравший роль матери-одиночки.

Кроме Америки итоги конкурса подвели в Японии, где слово-победитель отразило политическую ситуацию в стране (выражение «сэйкэн-ко тай», по-русски -- смена правительства, смена власти). Подоплека очевидна: на выборах 30 августа в нижнюю палату представителей победила оппозиционная Демократическая партия, вытеснившая с правящей позиции Либерально-демократическую партию. В числе лидеров в Японии были «новый грипп», «травоядные юноши» (вялые, малоактивные) и т.д.

В Европе голосование продлится, как и в России, до середины декабря. Общемировые итоги лингвистического конкурса будут известны уже к 16 декабря.

Дарья ЛУГАНСКАЯ