Время новостей
     N°236, 22 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.12.2009
Нефтяной соблазн
Белорусский авторынок ждет падение спроса
В начале 2010 года на белорусском автомобильном рынке эксперты прогнозируют значительное падение с последующей длительной стагнацией. Причина -- повышение пошлин на иномарки до российского уровня. Новые условия ввоза автомобилей начнут действовать с 1 января. Подорожание грозит привести к серьезному падению спроса и даже к закрытию ряда автосалонов.

Решение об унификации пошлин было принято Белоруссией после подписания в конце ноября документов о создании трехстороннего таможенного союза с участием Казахстана и России. Информация о грядущем росте цен на иномарки на 30--40% взволновала потребителей, которые раскупили практически все новые машины, ввезенные автодилерами. «Ни о скидках, ни о рекламных акциях речь сегодня не идет. Автомобилей уже практически не осталось», -- рассказал «Времени новостей» помощник гендиректора холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров.

Новые пошлины распространяются пока только на предприятия, физические лица смогут ввозить автомобили по старым правилам еще в течение полугода. Но машины у частных продавцов на вторичном рынке уже подорожали -- по оценкам специалистов, средний рост цен на них составляет порядка тысячи долларов. «Цены на подержанные автомобили повышаются. Они будут продолжать расти и в следующем году, хотя, возможно, не так быстро, как на новые иномарки», -- сказал «ВН» главный редактор белорусской газеты «Автодайджест» Анатолий Шевченко.

Введение разных пошлин для юридических и физических лиц тревожит автодилеров. «Если бы вводилась единая пошлина, было бы гораздо лучше. Конечно, в этом случае примерно полгода на рынке царило бы затишье. Но после этого люди бы адаптировались к новым ценам», -- отметил г-н Прохоров. В случае введения единой пошлины разница в цене между новыми и подержанными автомобилями сократилась бы, что способствовало бы росту спроса на новые иномарки и, как следствие, к омоложению автопарка. Сохранение же низких пошлин для физических лиц позволит перегонщикам за полгода насытить рынок подержанными автомобилями, что затормозит восстановление спроса на новые иномарки.

Кроме того, отсутствие единых правил приведет к использованию не вполне легальных способов работы, в числе которых оформление автомобилей на подставных лиц. «Хуже всего в этой ситуации официальным дилерам, лучше всего тем, кто работает по черным схемам», -- отметил собеседник «ВН». Эксперт полагает, что в 2010--2011 годах объем продаж на белорусском рынке автомобилей может упасть в десять раз, до уровня 2001--2002 годов. По его мнению, в следующем году автодилеры будут ввозить машины только под заказ, а также зарабатывать на сервисных услугах. Выжить в таких условиях смогут далеко не все.

Официальный Минск понимает эти проблемы. Очевидно, именно поэтому власти отказывались согласовывать импортную пошлину на легковушки с момента создания двустороннего таможенного союза с Россией в 1995 году. Сейчас Белоруссия согласилась на унификацию пошлин в расчете на то, что в рамках трехстороннего таможенного союза ей удастся добиться отмены пошлины на поставки российской нефти. Однако на днях российский вице-премьер Игорь Сечин заявил, что условия продажи нефти и газа будут не столь выгодными, как хотел бы Минск, и что переговоры по этим вопросам не завершены.

«Желая получить крупные льготы на поставки нефти, Минск сделал ставку на то, что возмущения не будет. Поэтому белорусские власти не приняли в расчет интересы автодилеров и простых автомобилистов», -- сказал «ВН» глава исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск