Время новостей
     N°236, 22 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.12.2009
Россия как препятствие
General Motors не хочет продавать Saab голландской Spyker, но та предлагает новые условия
Американский автопроизводитель General Motors, который в пятницу объявил о намерении отказаться от бренда Saab после провала переговоров о его продаже, уже получил несколько новых предложений о приобретении шведской компании или ее активов. Как сообщили информагентства, новые условия покупки Saab выдвинул и бывший основной претендент на актив -- голландская Spyker Cars, производящая спортивные автомобили.

В Spyker считают, что теперь должны быть сняты «препятствия, которые встали на пути сделки». «Мы убеждены, что обновленное предложение выведет нас из тупика, в который мы зашли в ходе переговоров в пятницу, и все-таки позволит нам завершить сделку до истечения срока, изначально установленного GM», -- заявил глава Spyker Виктор Мюллер. Срок этот истекает 31 декабря. Детали предложения голландского автопроизводителя не раскрываются, известно лишь, что в нем 11 пунктов.

Впрочем, неизвестно, удастся ли уговорить GM, ведь, по данным источников агентства Bloomberg, одной из ключевых проблем при рассмотрении заявки Spyker было российское участие в этой компании. Бизнесмен и владелец Инвестбанка Владимир Антонов контролирует 29,9% акций Spyker, возглавляя ее совет директоров. Кроме того, его собственная компания RMC Convers выступает партнером Spyker по заявке. Остался несогласованным и вопрос о правах на интеллектуальную собственность Saab.

В пятницу GM сообщила, что due diligence, необходимое для завершения сделки с голландской компанией, «не может быть осуществлено в разумные сроки». В связи с этим операционная деятельность Saab постепенно будет прекращена. «Мы будем тесно работать с Saab, чтобы закрыть этот бизнес ответственным образом. Это не банкротство или процесс вынужденной ликвидации, соответственно мы ожидаем, что Saab выполнит все обязательства, в том числе перед поставщиками», -- заявил руководитель европейского подразделения GM Ник Рейли.

В феврале Saab приступил к реструктуризации, целью которой было создание независимого предприятия к началу 2010 года. В июне стало известно, что в покупке Saab заинтересован шведский производитель эксклюзивных спортивных автомобилей Koenigsegg. Для сделки с участием американских и норвежских инвесторов был создан консорциум Koenigsegg Group AB. Спустя полгода финансовое содействие консорциуму в приобретении Saab предложил китайский производитель автомобилей BAIC. Но 24 ноября Koenigsegg неожиданно отозвал свою заявку. А 2 декабря стало известно, что на Saab претендует Spyker.

Пройдя через процедуру банкротства в рамках реструктуризации бизнеса, GM отказалась от нескольких брендов, сделав ставку только на Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC. Практически в последний момент перед продажей своего европейского актива Opel российско-канадскому консорциуму Magna-Сбербанк американский концерн решил, что и этот актив является для него стратегическим, и отказался от сделки. Похожая история произошла и со Spyker. Контрагенты GM по несостоявшейся сделке с Saab были шокированы новостью о ее отмене. «Мы были так невероятно близки к сделке. У меня нет слов», -- сказал Bloomberg г-н Мюллер. Стоимость акций Spyker Cars резко упала после сообщения об отмене сделки. Впрочем, позже GM заявила, что интерес к Saab или его активам проявили еще несколько компаний помимо Spyker. Похоже, что таким образом GM просто набивала цену. Ведь голландская компания в воскресенье сделала GM новое предложение, которое действует до 1.00 мск 22 декабря.

GM с выводами не спешит. «Мы оценим каждое предложение и не будем давать никаких комментариев, пока эта оценка не будет проведена», -- говорится в ее заявлении. Штат Saab составляет более 3 тыс. человек. Но если ее бизнес будет закрыт, работу потеряют еще несколько тысяч человек, занятых на смежных производствах.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром