Время новостей
     N°17, 03 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.02.2010
Охранительные либералы
"Правое дело" не подходит президенту как партия модернизации
Партию «Правое дело», переживающую длительный период неопределенности, слегка встряхнули на прошлой неделе слухи о грядущей модернизации. Появилась информация о новом лидере, которого партийцам якобы собирается делегировать Кремль. Таким образом, партия наконец избавится от неэффективного института сопредседателей. В числе основных кандидатов прозвучали фамилии недавно назначенного на должность уполномоченного по правам детей адвоката Павла Астахова и Игоря Юргенса, главы Института современного развития (ИНСОР).

«Правое дело» -- единственная в России партийная структура, которой управляют три человека: Леонид Гозман, Георгий Бовт и Борис Титов. Неэффективность такого устройства дала о себе знать в первые же месяцы жизни партии: Гозман и Титов категорически не сходились во взглядах по целому ряду ключевых вопросов. И если первый считал, что от института сопредседателей отказываться пока рано, то второй демонстрировал готовность возглавить партию единолично. В итоге г-н Титов в конце прошлого года подал в отставку, но федеральный политсовет партии ее не принял. Официально в партии останутся три сопредседателя -- до съезда, который, как ожидается, пройдет в конце весны.

Борис Титов продолжает рассчитывать на пост лидера. Вероятно, и остальные сопредседатели не теряют надежды. Кроме того, бывший лидер Демократической партии России -- одной из трех сил, образовавших «Правое дело», -- уже заявил о готовности взять на себя эту тяжелую ношу.

Однако наиболее интересными с точки зрения политических интриг выглядят две новые кандидатуры. Г-н Астахов возглавляет общественное движение «За Путина!», в свое время выступавшее за третий подряд срок президентства этого политика, а ИНСОР г-на Юргенса имеет репутацию экспертного мозгового центра, готовящего доклады в том числе для президента России Дмитрия Медведева, который возглавляет попечительский совет института. Возможно, с кем-то из них изменилась бы политическая судьба и роль «Правого дела».

Когда партия только появилась, эксперты в шутку придумали ей ключ к успеху -- членство Дмитрия Медведева. Ведь есть же своя партия у премьер-министра Владимира Путина, почему бы и президенту не обзавестись собственным политическим и кадровым ресурсом. Теперь, когда среди кандидатов в лидеры партии «Правое дело» появился человек, близкий к г-ну Медведеву, такой прогноз приобрел некоторые черты реалистичности. «Идеологически это было бы логично, а политически пока не очень понятно, зачем это нужно было бы Медведеву, -- считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. -- Все-таки президент не демонстрировал готовность обострять отношения с «Единой Россией». Плюс к этому -- за «Правым делом» не появилось пока некоторой истории успеха. Единственной фигурой, которая могла бы дать партии такую историю, пока остается Чубайс. Остальные воспринимаются либо как периферийные, либо как не имеющие достаточного опыта партийной работы».

Политолог Дмитрий Орешкин сомневается в том, что «назначение» Юргенса или Астахова состоится: «Есть железное правило путинской и медведевской кадровой политики. Если какие-то сливы насчет кадровых назначений появляются в прессе до того, как эти назначения состоялись, то в большинстве случаев это бывает не информация, а элемент информационной борьбы -- когда конкурирующие группировки пытаются ослабить или, наоборот, поддержать чьи-либо позиции. Всерьез обсуждать кандидатуры Юргенса и Астахова -- значит, вникать в чужую игру. Нам вбрасывают кость, а мы ее жизнерадостно глодаем, выполняя запрос тех, кто это затеял".

По мнению политолога, главная проблема в том, что партию "Правое дело" создавали не столько для развития либеральной политики, сколько для того, чтобы не позволить на праволиберальном фланге возникнуть какой-то бесконтрольной политической партии.

"Затем же примерно держат Жириновского -- чтобы не оставалась пустой поляна националистической, с фашистским оттенком риторики. Не стоит питать иллюзии, что Кремль заинтересован в развитии праволиберальной поляны. Его политика направлена на консервацию ныне действующей ситуации, когда у власти свои люди, и надо их защитить. Соответственно задача «Правого дела», с точки зрения Кремля, не допустить прорыва или консолидации сил на либеральном фланге. А если они консолидируются, то чтобы это происходило под кремлевским контролем. Отсюда простая логика: там должно быть три сопредседателя, чтобы все-таки по возможности поддерживать ситуацию лебедя, рака и щуки. Это значит, партия изначально весьма ограничена в возможностях своего развития. Уходит Титов -- на его место нужно поставить кого-то, кто бы выполнял его функцию. Это все понимают. Кого им туда сосватают -- вопрос административный. Скорее всего это снова будет человек, с которым трудно будет договориться Леониду Гозману», -- полагает политолог.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
//  читайте тему  //  Партстроительство