|
|
N°116, 03 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На таран
Послали российский самолет с детьми швейцарские диспетчеры
Весь вчерашний день Россия принимала соболезнования мирового сообщества в связи с гибелью пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии», столкнувшегося в ночь на вторник в небе над Германией с «грузовиком» «Боинг-757» международной транспортной корпорации DHL. Слова скорби и сочувствия родственникам жертв катастрофы высказали лидеры всех ведущих держав, главы Европейского сообщества и Папа Римский Иоанн Павел II. Столь страшной и нелепой катастрофы - большинство пассажиров Ту-154 составляли дети и подростки 8-16 лет - цивилизованная Европа действительно не видела давно. Все привыкли, что если самолеты разбиваются, всегда находится хоть какое-то рациональное объяснение - ошибка человека в экстремальных условиях, терроризм или сбой техники. Произошедшее же с российским Ту-154 и «Боингом» над Боденским озером немецкой земли Баден-Вюртемберг, очевидно, в эти рамки никак не укладывалось. И специалисты вчера единодушно расценили трагедию как результат чьей-то преступной, но элементарной и ничем не спровоцированной халатности или, если угодно, глупости.
По словам экспертов, образно катастрофу можно сравнить со столкновением двух одиноких мух, пролетавших по абсолютно пустой улице. Примерно в таком положении находились два лайнера, оказавшихся в 1.35 ночи по московскому времени в одном воздушном коридоре у германо-швейцарской границы и умудрившихся сойтись перпендикулярными курсами на многокилометровой высоте. Высшие представители всех трех стран-участниц трагедии - России, Германии и Швейцарии, вчера весь день призывали не делать поспешных выводов и оценок, призывая дождаться выводов официального расследования. Однако эксперты и представители пострадавшей авиакомпании сразу заявили, что виновниками катастрофы, без сомнения, являются диспетчерские службы европейских стран, которые до последнего момента «вели» Ту-154 и «Боинг» и, по сути, сделали то, что не под силу было бы даже, наверное, специально обученному асу-камикадзе, если бы таковой находился на одном из погибших самолетов.
Ту-154 «Башкирских авиалиний» (бортовой номер - RA85816) выполнял чартерный рейс Москва-Барселона и вылетел московского аэропорта Домодедово в 22.48. Рейс был специально организован туристическими компаниями «Крек» и «Согласие» по просьбе представителей комитета Башкирии по делам ЮНЕСКО. Его руководство направило на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу и победы на различных олимпиадах и конкурсах группу башкирских школьников. Теоретически, они должны были отправиться в Испанию еще 29 июня самолетом авиакомпании «Россия», но по вине организаторов тура группа не успела вовремя прибыть в Москву. В результате, в «пожарном» порядке был заключен договор с «Башкирскими авиалиниями». Лайнер вылетел с некоторым опозданием, хотя, по заявлению специалистов, на безопасности полета это никак не могло сказаться, поскольку все согласования с международными службами были выполнены. На борту Ту-154 находились 69 человек - 12 членов экипажа и 57 пассажиров. Среди последних, согласно полетному списку, были 52 ребенка и 5 сопровождающих. Большинство из отдыхающих, учитывая российскую специфику таких мероприятий, составляли преимущественно дети чиновников из аппарата президента Башкирии, кабинета министров и других властных структур Башкирии. В частности, по информации республиканской прокуратуры, в авиакатастрофе погибли дети главы администрации Зилаирского района республики Юнера Валеева, руководителя президентской администрации Ильдара Гимаева, ректора Уфимского технологического института сервиса Александра Дегтярева, замминистра культуры и национальной политики Ислама Мамбетова, начальника финансово-хозяйственного управления администрации президента Башкирии Рамзилена Низаметдинова, замглавы пенсионного фонда России по Башкирии Мавлета Субханкулова, исполнительного директора комитета Башкирии по делам ЮНЕСКО Рима Суфиянова, который, собственно, и организовал эту поездку.
Что происходило в воздухе в последние минуты перед катастрофой, пока известно только на основании довольно противоречивых сообщений наземных служб Германии и Швейцарии. Точно установлено, что оба самолета находились в отличном техническом состоянии (российский лайнер работал только 7 лет - по авиационным меркам - детский срок), управлялись опытными экипажами и имели все предусмотренные международными правилами системы навигации и безопасности. Ту-154 находился на высоте около 12 км и следовал курсом на юго-запад. До 1.30 он находился в зоне ответственности немецких диспетчеров, после чего без каких-либо инцидентов и неприятностей был передан на попечение службы слежения аэропорта Цюриха. Швейцарские власти вчера заявили, что за несколько минут до столкновения они отметили опасное сближение российского лайнера с «Боингом» компании DHL, выполнявшего рейс Бахрейн-Брюссель (он шел курсом примерно на северо-запад), и дали команду российским летчикам снизиться до 11300 метров. По уверениям диспетчеров аэропорта Цюриха, российский экипаж якобы услышал их только с третьей попытки, после чего стал выполнять команду.
Однако, как оказалось, было уже поздно. По предварительным данным, экипаж «Боинга» (состоявший всего из двух летчиков) самостоятельно - наземные службы его о сближении с Ту-154 не предупреждали - получив тревожный сигнал системы предупреждения об опасном сближении с другим самолетом, начал также снижаться. По предварительным данным, сидевшие перед локаторами слежения диспетчеры заметили опасную ситуацию лишь за 50 секунд до трагедии, и дали российским летчикам команду на дополнительное снижение, но развернуть неповоротливую махину пассажирского лайнера за это время было уже невозможно. Сами же летчики в темноте, естественно, разглядеть несущуюся на огромной скорости точку не могли.
Как точно произошло столкновение, по словам экспертов, можно будет узнать только после расшифровки «черных ящиков», которые вчера уже были найдены на месте трагедии. Судя же по результатам предварительного осмотра обломков лайнеров, которые оказались раскиданы на территории диаметром более 30 км, самолеты врезались друг в друга именно фюзеляжами.
Вчера весь на месте катастрофы немецкие спасатели и эксперты продолжали сбор обломков самолетов и тел погибших. К вечеру удалось найти лишь 29 фрагментов тел. Об опознании людей эксперты еще не говорили - судмедэксперты только приступили к работе, и лишь отметили, что устанавливать личности погибших, вероятнее всего, придется только по анализу ДНК. Официальное же расследование начали организации стразу трех стран - прокуратура Московской области, возбудившая уголовное дело, министерство транспорта Германии (поскольку авария произошла над ее территорией) и Агентство авиационной безопасности Швейцарии, чьи диспетчеры отвечали за оба самолета. Иностранные следователи вчера хранили молчание, что в их ситуации вполне понятно, российские же специалисты эмоций явно сдержать не могли. Замминистра транспорта - глава Госслужбы гражданской авиации (ГСГА - отвечающей за безопасность российской авиации) Александр Нерадько на специально проведенной конференции прямо заявил, что, по его мнению, российский самолет и его пассажиров погубил «человеческий фактор», и почти прямо обвинил в гибели 71 человека швейцарскиие наземные службы. То же самое заявил и глава «Башкирских авиалиний» Николай Одегов, который пообещал подать иск к швейцарским властям. Впрочем, основные и более предметные выводы российские эксперты, очевидно сделают сегодня, когда на место трагедии прибудут делегации российского Минтранса и Межгосударственного авиационного комитета.
Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ