Время новостей
     N°23, 11 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.02.2010
В Тбилиси ищут «предателей»
Что предлагал Грузии российский дипломат
Ряды недовольных политикой грузинских властей пополнил вчера известный журналист, руководитель независимой тбилисской студии «Репортер» Вахтанг Комахидзе. Он направил в местные СМИ открытое письмо с объяснениями причин просьбы предоставить ему политическое убежище в Швейцарии. Оттуда из лагеря беженцев он сообщил соотечественникам: «В сегодняшней Грузии моя профессиональная деятельность ограничивается, оказываются под угрозой свобода, здоровье и жизнь моя и моей семьи».

Вахтанг Комахидзе и его студия готовили скандальные телевизионные расследования деятельности грузинского руководства. Эти фильмы транслировали небольшие оппозиционные телекомпании «Маэстро» и «Кавкасия». Многие запомнили сюжет, в котором ставилась под сомнение официальная версия о гибели в 2005 году тогдашнего премьера Грузии Зураба Жвания от отравления угарным газом.

В декабре тележурналист побывал вместе с двумя грузинскими политологами и правозащитниками в Южной Осетии. Он готовил фильм, в котором должен был рассказать грузинскому обществу о точке зрения жителей Цхинвали на вооруженный конфликт 2008 года. В письме на родину г-н Комахидзе рассказывает, что в Южной Осетии ему поведали, как незадолго до начала боевых действий госминистр Грузии (вероятно, это был госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили) «согласовывал с цхинвальским руководством возможность срочной эвакуации из Цхинвали бабушки руководителя пресс-службы президента Михаила Саакашвили Аланы Гаглоевой или как власти бросили на произвол судьбы грузинское население Цхинвальского региона».

Журналист утверждает, что власти и спецслужбы Грузии после посещения Южной Осетии ему угрожали. В результате ему пришлось принимать «тяжелейшее решение» и просить убежище. Однако грузинская прокуратура вчера заявила, что Вахтанг Комахидзе не обращался по поводу якобы звучавших в его адрес угроз. Алана Гаглоева назвала «полным абсурдом» сведения о том, что власти Грузии работали над эвакуацией ее бабушки. «Она покинула Цхинвали на такси», -- сказала г-жа Гаглоева, отметив, что затем на подконтрольной Грузии территории встретила родственницу на личной автомашине.

Скандал вокруг известного журналиста указывает, что за кулисами конфликта вокруг Южной Осетии могут скрываться неожиданные информационные сюжеты, обнародование которых вряд ли обрадует грузинские власти. Ныне грузинская оппозиция все активнее возлагает на руководство ответственность за те события и пытается начать дискуссии о том, надо ли мириться с Россией и если да, то на каких условиях.

Официальный Тбилиси заявляет, что контактов с Москвой не будет до тех пор, пока Россия не выведет военных из Абхазии и Южной Осетии и не аннулирует дипломатическое признание обеих республик. Впрочем, как сообщила тбилисскому изданию «Резонанс -- Вся неделя» бывший спикер парламента, лидер оппозиционного «Демократического движения «Единая Грузия» Нино Бурджанадзе, президент Михаил Саакашвили раз за разом направляет в Москву эмиссаров, пытаясь добиться встречи с президентом Дмитрием Медведевым или премьером Владимиром Путиным, но те отказываются от общения. В интервью тбилисской газете «Версия» г-жа Бурджанадзе напомнила, что в 2004 году Россия хранила нейтралитет во время кризиса в Аджарии, закончившегося бегством главы автономии Аслана Абашидзе из Батуми. После этого, по ее словам, в Грузию приезжал с предложениями заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин. Что говорил российскому посланнику Михаил Саакашвили и как он потом поступил на самом деле, Нино Бурджанадзе готова рассказать только в прямых теледебатах с президентом Грузии. Пока она лишь констатировала, что, «сохранив имевшиеся на тот момент реалии» в отношениях с Россией, Грузия избежала бы трагедии августа 2008 года.

Не отвечая на конкретные обвинения, Михаил Саакашвили выступил с жесткой критикой всех грузинских политиков, пытающихся вновь наладить разорванные связи с соседней страной. «Даже дети знают, что Россия по отношению к Грузии -- завоеватель», -- сказал Саакашвили на встрече со школьниками. Однако видный грузинский оппозиционер, экс-постпред в ООН и лидер «Альянса для Грузии» Ираклий Аласания считает, что у нынешних руководителей страны просто нет ресурсов для восстановления связей с Россией. По его мнению, надо начинать с торгово-экономических отношений и транспортных связей, с народной дипломатии, чтобы постепенно идти к «прекращению оккупации» Абхазии и Южной Осетии. На днях г-н Аласания принял участие в Мюнхенской конференции по безопасности в Европе, где встретился в том числе с главой МИД России Сергеем Лавровым, Грузинский политик предложил привлечь к восстановлению политического диалога между Москвой и Тбилиси влиятельные европейские державы, к которым, по его мнению, прислушивается Россия, например, это может быть Германия. Ираклий Аласания заметил, что, несмотря на расхождения во взглядах с Сергеем Лавровым на процессы вокруг Абхазии и Южной Осетии, у него «появился осторожный оптимизм», ведь глава российской дипломатии желает урегулирования в отношениях двух стран и выступает за диалог.

Тем временем на проспекте Руставели в центре Тбилиси активисты Национал-демократической партии раздают листовки, в которых перечислены все «злодеяния» России -- от вступления Красной Армии в 1921 году в меньшевистскую Грузию до конфликта 2008 года, после которого Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Представители партии объясняют тбилисцам, что выступающие за восстановление отношений с Россией грузинские политики, в первую очередь бывший премьер-министр, лидер оппозиционного движения «Для справедливой Грузии» Зураб Ногаидели, это «предатели», пытающиеся сбить страну с прозападного курса.

Сам Зураб Ногаидели побывал на днях в Москве и подписал соглашение о межпартийном сотрудничестве с «Единой Россией». Представитель руководства «Для справедливой Грузии» депутат Петр Мамрадзе уверен, что нормализация отношений с Москвой отвечает национальным интересам грузинского народа: «Попытка говорить с Россией на языке ультиматумов обречена».

«Грузинские власти сделали все возможное для того, чтобы с ними не желало разговаривать российское руководство, -- сказал «Времени новостей» тбилисский политолог Паата Закареишвили. -- Россия не общается с Саакашвили, делая при этом все что ей заблагорассудится в Абхазии и Южной Осетии. Но если в Грузии сменится власть и во главе страны появится авторитетный политик, Россия будет вынуждена контактировать с ним. Что касается Зураба Ногаидели и его сторонников, то им сначала следовало бы найти поддержку среди грузинских избирателей, а не в Москве. Однако они поступают наоборот и показывают, что Россия готова им помочь. Это достаточно рискованно».

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией