Время новостей
     N°28, 18 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2010
Заказчики подводят
О перспективах Nordic Yards поговорят в Москве
Судостроительные верфи Nordic Yards в Восточной Германии, принадлежащие российскому инвестору, снова оказались в центре скандала. Вчера региональное отделение крупнейшего германского профсоюза IG Metall огласило свои требования в адрес канцлера Ангелы Меркель, российского президента Дмитрия Медведева, а также владельца предприятия -- Виталия Юсуфова. Перспективы получения новых заказов для верфей до сих пор туманны, как и будущее трудового коллектива, заявляют профсоюзы.

Прибывающий в Москву федеральный министр экономики Германии Райнер Брюдерле, как сообщают немецкие СМИ, собирался обсудить выполнение обязательств российской стороны, ведь вопрос о смене собственника верфей решался на высшем политическом уровне при непосредственном участии Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель.

Впрочем, пока до конца неизвестно, с кем удастся встретиться г-ну Брюдерле, кроме коллеги -- министра экономического развития России Эльвиры Набиуллиной, переговоры с которой назначены на завтра. Планировавшиеся встречи с премьер-министром Владимиром Путиным и министром промышленности и торговли Виктором Христенко, судя по всему, под вопросом. Министр находится в Индии с рабочей поездкой, а глава правительства сегодня отбывает в Санкт-Петербург. Нельзя исключать, что немецкому гостю придется вести переговоры с одним из вице-премьеров, например с Игорем Сечиным, который курирует судостроительную отрасль.

Напомним, что в середине прошлого года, после многомесячного простоя верфей, компания Wadan Yards, принадлежащая Андрею Бурлакову (сейчас он находится под следствием), была объявлена банкротом. Судьба Wadan Yards была решена в августе, во время встречи канцлера Меркель и президента Медведева. Руководители стран заявили о политической поддержке компании.

Для г-жи Меркель личное вмешательство в судьбу 2400 работников предприятия, перед которыми реально маячила перспектива оказаться на улице, сулило политические дивиденды в преддверии осенних выборов в бундестаг. Немецкое правительство обеспечило госгарантии для финансирования работы. Российская сторона предложила нового инвестора в лице Виталия Юсуфова, который, заплатив 40 млн евро, получил верфи в свою собственность. «Инвестиция г-на Юсуфова, -- подчеркивал Дмитрий Медведев на встречах с немецкими политиками, -- имеет важное значение для развития наших отношений».

На себя г-н Юсуфов взял обязательство сохранить 1600 рабочих мест, обеспечить Nordic Yards (новое название предприятия) заказами, прежде всего из России, а также завершить переговоры со стратегическим инвестором. Вероятным покупателем называли Объединенную судостроительную корпорацию, которую курирует г-н Сечин. В интервью «Времени новостей» Виталий Юсуфов говорил, что немецкие власти «в рамках предварительных консультаций приветствуют появление стратега из России, поскольку они тоже ожидают, что это принесет на верфи новые заказы», и будет ли это «госкомпания или частная, их не очень волнует».

Новый хозяин Nordic Yards собирался участвовать в тендере «Росморпорта» на строительство ледокола. С «Норникелем» и «Газфлотом» также планировались соответствующие переговоры. Речь, как заявлял г-н Юсуфов, могла идти о строительстве восьми газовозов для переброски газа со Штокмановского месторождения, ввод которого, впрочем, недавно был отсрочен на несколько лет.

Однако пока с заказами дело не пошло, как, судя по всему, и с привлечением стратега. Между тем представитель собственника Nordic Yards Тина Ментнер сообщила «Времени новостей», что переговоры с потенциальными заказчиками ведутся, но перспективы заключения договоров до конца марта оценить отказалась.

Сейчас на верфях заняты около 1000 работников (еще 600 человек планировалось привлечь после получения заказов). Оставшиеся 1400 человек были переданы в так называемую трансферную компанию, где им пытаются подыскать другую работу, обеспечивая часть прежней зарплаты за счет государства. Первоначально подобное положение должно было просуществовать до конца года. Но земельное правительство Мекленбурга -- Передней Померании своим решением продлило финансирование в размере 4 млн евро до конца марта. К тому времени будет завершен один из паромов для Stena Line, второй планируется сдать к лету.

Давление со стороны депутатов и профсоюзов нарастает. В списке требований IG Metall cодержится десять программных пунктов. От федеральных и земельных властей в документе требуется создание «промышленно-политической концепции» специально для производственных площадок в Висмаре и Варнемюнде. Государству предлагается также «изучить возможность» своего непосредственного участия в этой деятельности, то есть национализации предприятия. Отдельной строкой в требованиях профсоюзов записана необходимость добиться от владельца верфи исполнения договорных обязательств в отношении сохранения рабочих мест. В документе содержится призыв заставить Виталия Юсуфова активизировать деятельность по привлечению заказов и стратегического партнера из России.

В понедельник депутаты мекленбургского земельного парламента в Шверине потребовали от министра экономики Юргена Зайделя использовать все свое влияние для давления на владельца Nordic Yards. «Надеяться на то, что Юсуфову и его людям удастся обеспечить предприятие заказами, было бы в нынешней напряженной обстановке более чем наивным», -- заявил депутат СДПГ Йохен Шульте. «С апреля для Виталия Юсуфова наступит время взять на себя ответственность», -- отреагировал г-н Зайдель.

Между тем на фоне новой неопределенности перспектив для Nordic Yards постоянно возникают слухи о намерениях владельца закрыть верфи и построить порт для яхт класса «люкс» с роскошным отелем, а от верфей оставить небольшое предприятие по сервисному обслуживанию частных судов.

Юрий ШПАКОВ, Берлин, Алексей ГРИВАЧ