Время новостей
     N°50, 26 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2010
Бога подвергли цензуре
Эксперимент по введению «духовно-нравственного» курса в школах готовили в авральном режиме
Менее чем через неделю, с 1 апреля, в 19 российских регионах стартует педагогический эксперимент -- четвероклассникам начнут преподавать «Основы религиозных культур и светской этики». На этой неделе должно завершиться комплектование школ соответствующими учебниками. То, как на практике ведется подготовка к эксперименту, вызывает нарекания и у экспертов, и у представителей самой влиятельной из традиционных конфессий -- Русской православной церкви.

В патриархии удивлены заявлениями Минобрнауки о том, что в некоторых регионах будут преподаваться только «Основы светской этики». В частности, ни одного учебного пособия по «Основам православной культуры» (ОПК) не поступит в школы Курганской, Пензенской областей и Красноярского края. Глава рабочей группы, подготовившей учебник по ОПК, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, который сейчас совершает своеобразную инспекционную поездку по регионам, где пройдет эксперимент, заявил вчера: родители лишены права выбора, куда именно отдать ребенка -- на «светскую этику» или на основы той или иной религии. Организация процесса выбора провалена Министерством образования и науки, уверен о. Андрей.

В Пензе протодиакон Кураев посетовал, что Пензенская область стала одним из тех регионов, где с родителями чиновники и директора школ не посоветовались. В результате «Основы православной культуры» здесь преподаваться не будут. Ранее о. Андрей заявлял о том, что голосование родителей в пользу курса светской этики происходило под давлением. По словам Кураева, соцопросы, проведенные в сентябре прошлого года в «экспериментальных регионах», показали, что 60% родителей школьников «хотели бы видеть присутствие православия в школе», однако, по данным Минобрнауки, в тех же регионах ОПК выбрали лишь 20% родителей.

По утверждению о. Андрея, некоторые школы ссылаются на то, что они не в состоянии закупить учебники по всем шести модулям (четыре учебника по основам традиционных религий, пособие по истории мировых религий и учебник «Основ светской этики»). В других школах заявляют, что педагог может вести лишь один модуль -- например «светскую этику». Хотя, отмечает протодиакон Кураев, закупка учебников ведется централизованно, из федерального бюджета, а учителя согласно условиям эксперимента должны уметь вести все шесть модулей.

Соавтор курса ОПК высказывает претензии к качеству подготовки преподавателей -- по мнению о. Андрея, методички, подготовленные Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, написаны халтурно. При этом, посетовал протодиакон Кураев, методическое пособие для учителей, которое подготовил он сам, до «адресатов» так и не дошло. Сам же учебник по ОПК подвергся цензуре -- по словам о. Андрея, по требованию чиновников Минобрнауки из книги изъяли первую главу, в которой объяснялось христианское представление о Боге.

«На обучение педагогов-тренеров, которые должны будут подготовить учителей в своих регионах, выделено в общей сложности 72 часа», -- напомнил вчера президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Хотя преподаватель «Основ» должен быть не только грамотным педагогом, но и обладать некоторой компетенцией в вопросах богословия. «Кроме того, непонятно, кто и каким образом будет контролировать качество преподавания нового предмета. Впору задаться классическим вопросом: «А судьи кто?» -- подчеркнул г-н Комков.

«Очевидно, что две учебные четверти, отведенные на преподавание курса, не смогут решить задачу духовно-нравственного воспитания школьников», -- отмечает руководитель сектора православного образования отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Герман Демидов. Г-н Комков в свою очередь добавил, что и возраст, выбранный для приобщения к основам религии и светской этики, не самый удачный. «Нужно либо еще с 1-го класса начинать знакомить с азами духовно-нравственной культуры, либо давать серьезные знания по этому предмету на завершающей стадии обучения. Учебник по религиоведению для 10--11-летних детей создать невозможно», -- уверен глава Всероссийского фонда образования.

В целом же, резюмирует Сергей Комков, Минобрнауки явно поспешило с введением курса ОПК: педагогические кадры готовятся в авральном режиме, и вообще весь процесс отдает кампанейщиной. «При этом речь идет об эксперименте, а в наших законах записано, что эксперименты над людьми нельзя проводить без их согласия», -- подчеркнул глава Всероссийского фонда образования. Г-н Комков согласился с о. Андреем Кураевым: он также полагает, что чиновники Минобрнауки не удосужились узнать мнение родителей учеников, хотя им следовало бы опросить каждую семью в отдельности.

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки