Время новостей
     N°68, 21 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2010
Фонды в фондах
Премьер обрисовал реформу системы медицинского страхования
В следующем, предвыборном, году Россию ждут очередные «крупномасштабные преобразования в медицине», которые, как уже предрекают некоторые эксперты, способны увеличить ряды протестного электората. Вчера о готовящихся изменениях в системе здравоохранения рассказал лично премьер-министр Владимир Путин, выступая в Государственной думе с отчетом о работе правительства. По словам руководителя правительства, в 2011--2012 году предстоит не только отремонтировать аварийные больницы и поликлиники, которых примерно 30% от всех лечебно-профилактических учреждений в стране, но и фактически изменить систему обязательного медицинского страхования (ОМС).

О необходимости реформировать ОМС говорили последние лет десять все руководители здравоохранения, но странная комбинированная система финансирования отрасли оставалась неизменной с 90-х годов. В январе этого года Министерство здравоохранения и социального развития решило ускорить процесс реформирования системы ОМС и представило на предварительное согласование с профильными ведомствами проект новой редакции закона «Об обязательном медицинском страховании». Однако, по данным «Времени новостей», отзывы рецензентов из Министерства финансов и Министерства экономического развития содержали значительно больше критики, чем одобрений. Тем не менее чуть более недели назад Минздравсоцразвития объявило, что работа над законопроектом подходит к концу -- чиновники пообещали, что документ «будет внесен в правительство в самое ближайшее время». Одновременно текст документа якобы несанкционированно появился на сайте интернет-издания «Фармвестник», где общественность смогла с ним ознакомиться, а экспертное сообщество -- еще и сравнить с тем вариантом, о котором шла речь зимой. И никаких различий не обнаружили. «Это обычная практика -- якобы в качестве утечки выдается одна, самая неприемлемая версия документа, а на практике будет приниматься совершенно другая», -- прокомментировал тогда для «Времени новостей» факт появления законопроекта директор института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский.

Вчерашнее выступление Владимира Путина показало, что эксперты не обманулись -- у правительства на самом деле есть намного более оригинальные идеи реформирования здравоохранения и системы ОМС. «Предлагается создать в составе федерального фонда обязательного медицинского страхования специальный резерв средств в объеме, равном двухпроцентному увеличению страховых взносов, которые будут зачисляться в систему ОМС с 1 января 2011 года», -- сказал Владимир Путин депутатам. Этот своеобразный «фонд в фонде», по мнению премьер-министра, может аккумулировать те средства, которые система получит благодаря переходу от единого социального налога, в рамках которого на ОМС отчислялось 3,1% фонда оплаты труда на целевые страховые взносы. Предполагается, что в систему обязательного медицинского страхования со следующего года будет направляться уже 5,1%. По предварительным подсчетам, эта прибавка даст в ближайшие два года приблизительно 460 млрд руб., которые г-н Путин и предложил вчера направить на своего рода спецпроекты в области здравоохранения.

Одним из таковых премьер считает приведение в надлежащий вид зданий лечебных учреждений, треть из которых, по оценке главы правительства, сейчас находится в аварийном состоянии и нуждается в капитальном ремонте. «Мы в течение двух ближайших лет выделим около 300 млрд руб. на приведение всей сети здравоохранения страны в порядок», -- сказал Владимир Путин, обозначив тем самым, куда он планирует направить почти две трети дохода от увеличения сборов. В действующей системе выделить такие средства невозможно, в том числе и потому, что нынешний тариф ОМС включает в себя только пять позиций: заработную плату медработников, начисления к заработной плате, питание больных в стационарах, медикаменты и мягкий инвентарь.

Впрочем, по оценкам экспертов, система ОМС из-за недоплаты взносов региональных властей за неработающее население ежегодно недополучает несколько большую сумму -- примерно 375 млрд руб. Как рассказал «Времени новостей» профессор Госуниверситета --Высшей школы экономики Сергей Шишкин, в 2009 году взносы за работающее население составили 251 млрд руб., а на неработающее -- всего 204 млрд, при том, что 55% населения России не работает. Но именно к неработающей части относятся и дети, и пенсионеры, то есть те категории россиян, которые, согласно статистике, нуждаются в медицинской помощи в полтора раза чаще, чем работающие соотечественники. Как признал г-н Шишкин, работавший в качестве приглашенного эксперта над министерским законопроектом, закрыть эту дырку в бюджете ОМС предполагалось как раз за счет изменения закона об ОМС. И в частности -- за счет введения единой для всей страны системы сбора взносов на неработающее население, размер которых разнится от региона к региону порой на несколько порядков. «Проект закона предусматривает, что размер взносов строго определяется, и это делает всю финансовую систему ОМС значительно более стабильной», -- говорит г-н Шишкин.

Но проблему финансирования медобслуживания неработающих пенсионеров Владимир Путин вчера предложить решить несколько иначе. «Предлагаю подумать над созданием еще одного фонда, условно говоря, фонда «Здоровье» для неработающих пенсионеров», -- заявил премьер-министр. Таким образом, уже третий фонд в рамках ОМС будет просто распределять средства поровну между всеми пожилыми неработающими гражданами -- 1 тыс. руб. в год на лицевой счет. Эти средства, по мнению главы правительства, могли бы быть использованы как соплатежи за медицинское страхование. Но если гражданин долго не обращается за медпомощью, то деньги будут направлены на его пенсионный счет. Таким образом вполне можно использовать несколько десятков миллиардов рублей.

«Пока трудно комментировать выступление премьер-министра, слишком много вопросов сразу возникает, -- сказал «Времени новостей» глава Всероссийского союза пациентов Александр Саверский. -- Но ясно, что создание фондов в фонде отодвигает систему ОМС от расширения тарифа, о чем как о насущной необходимости столько было сказано теми же руководителями страны». А без полного тарифа невозможно перейти на одноканальное финансирование и привлечь к полноценной работе в ОМС платные лечебные учреждения, что создало бы на рынке медицинских услуг здоровую конкуренцию. По словам г-на Саверского, предложенная структура ни в коей мере не приближает отечественное здравоохранение к страховому принципу.

Впрочем, споры по направлениям развития обязательного медицинского страхования в России продолжаются и в правительстве. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин уже после выступления г-на Путина в Госдуме высказал надежду, что обсуждение законопроекта об ОМС продолжится. Главу Минфина, в частности, беспокоит готовность премьера увеличить страховые взносы. «Я разочарован этим решением», -- заявил он вчера, дав понять, что эти 460 млрд руб. лучше было бы оставить в экономике. Министр также подчеркнул, что такой подход не соответствует страховым принципам, и предупредил коллег из Минздравсоцразвития о том, что их последние предложения, которые, судя по всему, попали к премьеру в обход профильных министерств, «придется еще серьезно обсуждать».

Галина ПАПЕРНАЯ