Время новостей
     N°71, 26 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2010
«Россия получила капитал симпатий поляков»
Мемориальные мероприятия в Катыни и трагедия под Смоленском вызвали в Польше дискуссии о польско-российском примирении. Поляки тронуты реакцией российских властей и простых россиян, которые восприняли авиакатастрофу польского президентского лайнера как свое горе. Об этом в интервью «Времени новостей» рассуждает бывший премьер и глава дипломатии Польши, а ныне независимый сенатор 59-летний Влодзимеж ЧИМОШЕВИЧ.

-- Уже сейчас раздаются голоса, что эмоции выветрятся, а реалии вернутся на свое место. Как вы оцениваете возникшее потепление между поляками и россиянами?

-- Сегодня польско-российские отношения, безусловно, лучше, чем были еще в начале месяца. И есть большая надежда на их улучшение. Я не согласен с теми холодными реалистами, которые считают, что в политике все решают исключительно интересы. Интересы, конечно, играют принципиальную роль. Но эмоции также влияют на общественные ожидания и на то, что считают важным политики. Климат отношений между поляками и россиянами очень изменился. Поляки близко к сердцу восприняли поведение россиян и российских властей после трагедии под Смоленском. Но я бы отсчет перемен начал с выступления премьера Владимира Путина в Катыни 7 апреля.

-- Неужели это было так неожиданно?

-- Холодный аналитик может сказать, что надо было это предвидеть. Однако среднестатистический Ковальский или Новак этого не ожидали, поэтому многие слова российского премьера для простых поляков стали позитивной неожиданностью. Уже в первые дни после катастрофы президентского самолета 95% поляков на волне положительных эмоций стали испытывать во много раз более сильную симпатию к России, чем в обычных обстоятельствах. Россия и россияне получили сейчас капитал симпатий, которого давно не было в сознании поляков. Одновременно все меньшее значение в Польше стали иметь те взгляды и мнения, которые пробуждают подозрительность по отношению к соседям, в том числе к России. Сама Польша изменяется, становится во все большей степени страной успехов, поляки больше узнают мир. Поэтому ксенофобско-националистические позиции имеют все меньшее значение, хотя они и не исчезли. Состояние отношений между Польшей и Россией пока не назовешь нормальным. Это состояние надо поправить.

-- А какова позиция польских властей?

-- С польской стороны готовность к улучшению отношений есть. Да и в российской внешней политике какое-то время назад произошел сознательный поворот. Его выражением стали многие события, начиная с 1 сентября 2009 года, когда премьер России приехал в Польшу на 70-ю годовщину начала второй мировой войны. Похоже, мы находимся в начале перемен в отношениях между нашими странами.

-- Не повлияет ли на это досрочная президентская кампания в Польше?

-- Пока неизвестно, кто будет кандидатом от партии «Право и справедливость». Но независимо от фамилии это будет второй серьезный кандидат после Бронислава Коморовского (председатель сейма и кандидат от «Гражданской платформы» ныне исполняет обязанности президента. -- Ред.). Все ожидают, что им станет лидер партии Ярослав Качиньский (бывший премьер Польши и брат покойного президента. -- Ред.). В любом случае основная борьба развернется между двумя политическими силами -- «Гражданской платформой» и «Правом и справедливостью».

Сделанный выбор будет иметь существенное влияние на ход кампании. Если кандидатом все же станет пан Качиньский или другой кандидат от этой партии, бывший министр юстиции в его правительстве Збигнев Зебро, то мы окажемся в состоянии политической войны. Известно, политиками какого типа они являются, принимая во внимание их мнение о Польше, мире, соседях. Они разделяют, а не объединяют. Поляки хорошо знают это, ведь эти люди были в правительстве в 2005--2007 годах. Тут может дойти до принципиальной схватки. Это будет горячая кампания. Не будет фейерверков, шумных митингов с надувными шарами в американском стиле. Но столкновение будет очень острым. В партии «Право и справедливость» накопилось много негативных эмоций, вызванных шоком и скорбью, гибелью в авиакатастрофе близких людей и соратников. Все это может проявиться в виде очень твердых позиций, обвинений, требований и подогреет политическую атмосферу.

Беседовал Валерий МАСТЕРОВ, Варшава