|
|
N°151, 20 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайное всегда становится явным
«Дети небес» (Children of Heaven), Иран, 1997, режиссер Маджид Маджиди, в ролях Мухаммед Амир Наджи, Мир Фаррух Хашимян, Бахар Седдиги, West Video. Это уже третий (после «Вкуса черешни» Аббаса Киарастами и «Габбеха» Мосхена Махмальбафа) иранский фильм, появившийся на отечественном видеорынке. Пропускать его ни в коем случае нельзя. Все-таки Иран по сию пору остается одной из главных кинодержав, и без его фильмов не обходится ни один мало-мальски уважающий себя фестиваль. «Дети небес» -- картина не самая новая, но заслуженная: номинация на «Оскар», сразу три награды в Монреале (включая Гран При), призы в Сингапуре и Ньюпорте.
Мальчик Али потерял единственную пару обуви своей младшей сестры Захры, и теперь они вынуждены тайком ходить в школу в одних и тех же полуразвалившихся кедах. Для того чтобы раздобыть новые кроссовки, Али принимает участие в школьном забеге. Но чтобы получить именно кроссовки, ему нужно прийти третьим. А он прибегает раньше всех... В любом иранском фильме почти всегда можно увидеть ребенка, цветок и свежевыпеченный хлеб, но почему-то они, как и все прочие приметы тамошнего поэтического реализма, не выглядят штампом. И как бы ни был неприхотлив сюжет, вокруг героев все равно ощущается прозрачность воздуха. Больше всего «Цвет небес» похож на «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Такой же невесть откуда берущийся юмор, экзистенциальная грусть и абсолютно детский восторг по отношению к простым радостям бытия. А с обувью у ребят все будет в порядке: в ворохе вещей, которые везет домой отец Али и Захры, человек набожный и добрый, можно разглядеть и новые кеды, и туфли с красивыми пряжками. Так что никто не уйдет обиженным.
«Ведьма из Блэр: Фальшивка» (The Bogus Witch Project), США, 2000, режиссер Виктор Карган и другие, в ролях Поли Шор, Майкл Ян Блэк. West Video. «Ведьма из Блэр» не просто вошла в историю как самый рентабельный фильм всех времен, она вошла в историю. Появление пародий -- тому свидетельство. Только что братья Уэйансы высмеяли несколько сцен из «Ведьмы...» в своем «Очень страшном кино». А чуть раньше компания энтузиастов выпустила с полдюжины коротеньких пародий на фильм, перебив их рекламно-комедийными вставками в духе фильмов ужасов. Назвали все это «Лесным телевидением». Судя по уровню юмора и съемок, авторы скетчей -- молодые и не сказать чтобы очень талантливые студенты киношкол. Когда шутят про кино -- иногда выходит сносно, когда просто шутят, -- хочется отдать их на съедение всевозможным порождениям преисподней. Нет, поначалу все это забавно, хотя и грубовато. Но когда один и тот же, да вдобавок не самый остроумный анекдот рассказывают пять раз подряд... Самое смешное в «Фальшивке» -- сам факт ее появления на отечественном видеорынке. В Америке аналогом подобной авантюры мог быть только выпуск подборки самых забубенных сюжетов программы «Джентльмен-шоу».
«Булворт» (Bulworth), США, 1998, режиссер Уоррен Битти, в ролях Уоррен Битти, Холли Берри, Оливер Платт. «Лазер Видео». Очень странное кино. Кинозвезда и всемирно известный сердцеед-соблазнитель Уоррен Битти и раньше снимал фильмы самостоятельно, про коммунистов («Красные») и ганстеров («Багси»), а от них до американских сенаторов рукой подать. Битти снял сатиру, но необычную. Уставший от жизни сенатор Булворт звонит наемному убийце и «заказывает» сам себя. А в оставшиеся до смерти деньки решает отдохнуть на славу и высказать все, что он думает о политике, расовой дискриминации и прочих важных вещах. Но выбирает для этого самую неожиданную форму, «ритмизованную афроамериканскую поэзию», именуемую в просторечии рэпом. Уоррен Битти, бодро начитывающий в прямой эфир инвективные вирши о влиятельных мерзавцах, -- само по себе зрелище еще то. Но и во всем остальном фильм получился. Редкий случай, когда начинаешь жалеть, что плохо знаком с тонкостями заокеанской политики: сведущему человеку наверняка будет еще смешней и интересней. Фильм остроумный, увлекательный, едкий. Безупречен Оливер Платт в роли булвоторского помощника по связям с общественностью, который, наблюдая кульбиты и фортели шефа, тоже пускается во все тяжкие. А возлюбленную мятежного сенатора играет Холли Берри -- одна из самых красивых «черных сестер» современного Голливуда. Если бы Фрэнк Капра жил в наши дни и снимал свои социальные комедии не о простых людях, а о сильных мира сего, у него наверняка получилось бы что-то подобное. А Уоррен Битти может преспокойно почивать на лаврах. Он уже ответил для себя на главный вопрос современности: «Что ты сделал для хип-хопа?» Он-то сделал -- и теперь вполне может по-рэперски именовать себя просто Уоррен Би.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ