Время новостей
     N°90, 27 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2010
Правила перевозки террористов
Минтранс предлагает перейти к именным билетам на междугородные автобусы
Министерство транспорта предлагает сделать билеты на междугородные автобусы в России именными, как авиационные или железнодорожные. Технически эту проблему можно решить в следующем году, считают эксперты ведомства. Сбор информации о передвижении граждан на автобусах предполагается возложить на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта («Ространснадзор»).

Непосредственным поводом для усиления контроля над дальними автобусными перевозками стали теракты 29 марта на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" московского метро. Как установило следствие по этим делам, террористки-смертницы беспрепятственно прибыли в столицу на автобусе из Дагестана.

Выступая вчера в Госдуме на конференции по обеспечению транспортной безопасности, заместитель главы Минтранса Николай Лямов сообщил, что ведомство готовит изменения и дополнения в действующие нормативные акты с тем, чтобы заказные рейсы автобусов могли бы выполняться исключительно по согласованию с «Ространснадзором». Причем владельцы автотранспорта обязаны будут подавать в службу списки своих пассажиров с их паспортными данными. «Перевозчик должен проинформировать о заказном рейсе Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, представить договор с заказчиком, список пассажиров с их паспортными данными, -- цитирует г-на Лямова РИА Новости. -- Федеральная служба ставит печать -- и пожалуйста, вы можете ехать».

Вообще-то Дагестан не самая дальняя территория, откуда можно приехать в Москву на автобусе. Некоторые фирмы регулярно совершают в российскую столицу многодневные международные рейсы из столиц Западной Европы и Средней Азии. Но Минтранс волнуют не они, а компании, работающие внутри России: последние могут иметь лицензию регулярного перевозчика, а могут и не иметь, функционируя в заказном режиме. То есть в таком же, в каком осуществляются разовые рейсы для обслуживания различных мероприятий (свадеб, похорон, корпоративных встреч и т.п.). Личности пассажиров этих многочисленных перевозчиков в настоящее время никто не фиксирует. По данным замминистра, на долю заказных автобусов приходится 70% всех автобусных перевозок.

Как заявили вчера «Времени новостей» в Минтрансе, слова г-на Лямова не следует понимать в том смысле, что водитель каждого заказного автобуса должен будет лично доставлять списки своих пассажиров в московскую штаб-квартиру «Ространснадзора» на Ленинградском проспекте, 1, а затем ждать одобрения. Список надо будет просто сдать где-то поблизости от места отправления. Однако полного представления о том, как эта процедура может быть организована практически, пока нет даже в самом Минтрансе.

Российские авиаторы и железнодорожники могут учитывать паспортные данные своих клиентов, а также передавать эту информацию и анализировать ее благодаря тому, что в этих отраслях существуют единые компьютеризированные системы. В отечественной гражданской авиации их сейчас, правда, две: международная BSP и наша Транспортно-клиринговая палата. Так сложилось. У «Российских железных дорог» (РЖД) одна автоматизированная система управления -- «Экспресс». Причем, как пояснил вчера «Времени новостей» начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев, независимые от монополии компании, занимающиеся пассажирскими перевозками по железной дороге (пока немногочисленные: «Транс-Экспресс», «Гранд Сервис Экспресс»), тоже продают свои билеты через систему «Экспресс».

Ничего подобного в сфере автобусных перевозок не существует. «Нет даже принципиального решения: создавать ли для них единую систему регистрации пассажиров или же каждый перевозчик будет учитывать своих самостоятельно», -- сообщил еще один собеседник "Времени новостей" в Минтрансе. По его мнению, коль скоро этот практический вопрос, а также еще масса других пока остаются без ответа, реализацию идеи об именных автобусных билетах можно ждать не раньше следующего года.

В мире уже есть государства, которые осуществили у себя эту идею. Возможно, российским транспортным властям стоило бы изучить, насколько благотворно эта мера повлияла на безопасность. Скажем, в Мексике, не очень спокойном государстве, имена пассажиров междугородных автобусов принято впечатывать в билеты. Но насколько автор этой статьи может судить по своим нескольким поездкам в замечательную латиноамериканскую страну, там никому никогда не приходит в голову сверить билет с паспортом пассажира.

Михаил КУКУШКИН