Время новостей
     N°94, 02 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2010
Реформа по протоколу
Европейский суд приступил к работе по новому регламенту
Вчера официально стартовала реформа Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). С 1 июня вступил в силу 14-й Протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который устанавливает новый регламент работы суда, призванный существенно улучшить, а точнее, ускорить его работу. Необходимость в этом возникла несколько лет назад, когда ЕСПЧ оказался настолько завален жалобами граждан стран -- участниц Совета Европы, что на рассмотрение каждой уходили годы.

Однако и на принятие 14-го Протокола ушло не меньше времени. В 2006 году Россия, единственная из всех членов Совета Европы, отказалась ратифицировать этот документ. Депутаты Госдумы сочли среди прочего, что новый регламент дает чересчур широкие полномочия и суду, и комитету министров Совета Европы (КМСЕ) вмешиваться во внутренние дела государства. В январе 2010 года Россию все же удалось убедить в необходимости ратификации, благодаря чему теперь новые правила регламента ЕСПЧ начнут действовать. «Вступление в силу 14-го Протокола представляет собой важнейший шаг в улучшении эффективности суда и защите прав человека в Европе», -- отмечалось во вчерашнем совместном заявлении генерального секретаря Совета Европы Турбьорна Ягланда и председателя ЕСПЧ Жан-Поль Коста.

Один из аргументов в пользу ратификации 14-го Протокола, который МИД РФ еще в январе привел депутатам, заключался в том, что это улучшит отношения между Россией и остальными странами Совета Европы. По словам первого заместителя главы МИДа Андрея Денисова, это должно было улучшить «наши позиции в диалоге с Советом Европы и с государствами -- членами этой организации по важнейшим политическим вопросам». «Отсутствие движения с российской стороны в направлении ратификации протокола снизило потенциал воздействия России на Европейский суд по правам человека при рассмотрении чувствительных для нее дел. Кроме того, оно ограничивало наши возможности при выдвижении инициатив, предложений по координации усилий по направлению реформирования суда, а суд в таком реформировании нуждается», -- заявил тогда г-н Денисов.

Депутаты с этим аргументом согласились, но отношения с ЕСПЧ у нас пока скорее ухудшились, а не улучшились. В середине мая Большая палата суда пересмотрела дело ветерана Великой Отечественной войны Василия Кононова против Латвии и приняла решение в пользу Латвии, осудившей спустя полвека старика за военные преступления против мирных жителей по закону, которого во времена войны не существовало. Президент Дмитрий Медведев назвал это решение «политически ангажированным». А МИД РФ заявил, что Россия, «принимавшая участие в деле Кононова в качестве третьей стороны, после всесторонней оценки постановления и его юридических последствий сделает соответствующие выводы, в том числе относительно построения наших дальнейших отношений как с судом, так и с Советом Европы в целом».

Но и от вступления в силу 14-го Протокола особых чудес производительности ожидать не стоит. По оценкам специалистов суда, новый регламент позволит ускорить процесс примерно на 15--20%. В настоящее время в ЕСПЧ ждут своего рассмотрения около 40 тыс. жалоб россиян, а всего в суде из всех стран, входящих в Совет Европы, не рассмотренными остаются порядка 120 тыс. жалоб. При этом Россия по итогам прошлого года была в числе лидеров по числу поданных против нее в Страсбург исков вместе с Турцией, Украиной и Румынией.

«Протокол позволит суду уделять больше внимания делам, которые поднимают важные правозащитные вопросы, и потому он сможет лучше выполнять свои задачи, -- заявили вчера гг. Ягланд и Коста. - Протокол создает юридическую основу для присоединения к Конвенции Европейского союза».

Евросоюз действительно станет новым участником ЕСПЧ и представит в Страсбург своего судью. Кстати, это было одной из причин, по которой депутаты Госдумы сначала отказались ратифицировать Протокол. Они полагали, что таким образом страны, которые обладают членством и в Совете Европы, и в Евросоюзе, получат по два голоса при принятии решений. Но, как говорилось в заявлении председателя ЕСПЧ и генерального секретаря Совета Европы, «присоединение ЕС дополнительно усилит защиту прав человека в Европе, так как правовая система ЕС будет поставлена под независимый внешний контроль в отношении тех прав, которые защищены Конвенцией, в соответствии с толкованием суда на основании его прецедентного права».

Кроме того, Протокол предусматривает упрощенную процедуру рассмотрения жалоб на предмет их приемлемости. Раньше судьи решали эти вопросы коллегиально, теперь они отдаются на откуп одному судье, причем его гражданство не будет совпадать с гражданством жалобщика. Однако здесь речь идет только о формальностях -- соблюдение сроков подачи жалобы, использование всех стадий национальной правовой защиты. Само содержание претензий на данной стадии рассматриваться не будет.

До сих пор все жалобы рассматривались в ЕСПЧ по двум инстанциям -- сначала одной из двух Малых палат (по семь судей в каждой), а в случае пересмотра дела -- в Большой палате, состоящей из 14 судей. Новыми правилами регламента ЕСПЧ будут сформированы судейские тройки. К их компетенции отнесены дела, по которым уже созданы прецеденты, и потому не требующие такого детального изучения и кропотливого правового анализа, как случаи, рассматриваемые в ЕСПЧ впервые.

Также Протокол предоставляет КМСЕ больше полномочий для контроля за исполнением постановлений суда, вплоть до обращения в тот же ЕСПЧ за разъяснением относительно государств-нарушителей. В свое время это положение также было подвергнуто критике в российском парламенте, но Совет Европы заверил Россию, что такие меры будут применять лишь в самых крайних случаях. То же самое касалось и так называемой fact-finfing mission («миссии по расследованию фактов»). Эта процедура тоже вводится Протоколом, но не будет наделена функциями следствия и таким образом подменять собой национальные правоохранительные органы. Ее цель -- ознакомление с реальным положением заявителя, обратившегося с жалобой в ЕСПЧ, если это никак невозможно установить в суде, и только при согласовании с государством-ответчиком.

Екатерина БУТОРИНА