Время новостей
     N°111, 29 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.06.2010
Кардинальное согласие
Москва и Киев наметили направления экономической интеграции
Вчера в Ново-Огареве состоялась встреча премьер-министров России и Украины -- Владимира Путина и Николая Азарова. О том, что глава украинского правительства нанесет визит в Москву, стало известно в разгар газового конфликта с Белоруссией. Тогда, неделю назад, г-н Азаров сам предложил решить проблему поставок углеводородов в Европу за счет увеличения транзита через Украину. Впрочем, кроме обсуждения ставших уже традиционными проблем транзита углеводородов был затронут широкий спектр вопросов -- от объединения авиационной и судостроительной отраслей двух стран до сертификации сельхозпредприятий и беспошлинного ввоза сахара. Однако, как отметил глава российского кабинета Владимир Путин, основной упор был сделан на расширение сотрудничества в области энергетики.

В ходе встречи с украинским коллегой председатель правительства России отметил существенное улучшение отношений Москвы и Киева как на политическом, так и на экономическом фронте. В подтверждение своих слов он привел данные статистики, согласно которым «за первые четыре месяца текущего года товарооборот (между двумя странами. -- Ред.) вырос в два раза и выходит на докризисный уровень». В работе же с Николаем Азаровым у Владимира Путина, по его собственным словам, «выработался определенный стиль оперативного взаимодействия». «Это верный признак того, что кардинальным образом изменилось качество наших отношений, и это касается не только вопросов сотрудничества в сфере обороны и безопасности, не только газовой сферы, но и сотрудничества по другим направлениям», -- пояснил российский премьер. Не менее благожелательными выглядели и заявления его украинского коллеги, который заметил, что «беспрецедентный рост» в межгосударственных отношениях стал следствием «нормализации в политической сфере и встреч на высшем уровне». По словам г-на Азарова, усилия правительств направлены на то, чтобы «сотрудничество стало долговременным, стратегическим».

«Прежде всего это энергетика, причем и углеводородная, и электроэнергетика, и атомная энергетика», -- пояснил вчера Владимир Путин. Так, например, уже на этой неделе, по словам украинского министра топлива и энергетики Юрия Бойко, пройдет все необходимые согласования соглашение по транзиту нефти. «У нас близкое к подписанию соглашение по транзиту нефти, в котором указаны и сроки, и объемы», -- сообщил глава Минтопэнерго. В свою очередь вице-премьер российского правительства Игорь Сечин добавил, что Москва обратила внимание Киева на необходимость снижения тарифа на транспортировку сырья, поскольку стоимость перекачки нефти через отечественный порт Новороссийск составляет 47,09 долл. за тонну, а через одесский порт Южный -- 53,62 долл. за тонну. «Без создания экономических рычагов будет сложно добиться результата», -- добавил куратор отечественного ТЭК. По его мнению, если украинская сторона предоставит скидку, то объем поставок российской нефти через украинский порт может составить от 9 до 17 млн тонн. В углеводородной сфере вскоре может быть достигнута и еще одна договоренность. Речь идет о межправительственном соглашении по газу, которое стороны, по словам Игоря Сечина, обязались подготовить в сжатые сроки. Впрочем, стоит оговориться, что пока не известны подробности «дополнительных предложений» украинских партнеров по газовому вопросу.

Впрочем, кроме решения давно назревших сырьевых проблем Москва и Киев обозначили и новые направления кооперации. В частности, как сообщил вчера вице-премьер Сечин, украинским коллегам был передан целый ряд предложений по взаимодействию в сфере электроэнергетики. Помимо соглашений о параллельной работе энергосистем, аварийном взаимодействии и методике часового распределения перетоков на границе в скором времени могут быть достигнуты договоренности по кооперации в области строительства гидроэнергетических объектов. «Компанией РусГидро ведутся переговоры по участию в гидроэнергетике. Это соглашение предусматривает вхождение в уставный капитал, модернизацию каскада гидростанций на Днепре. Этот проект находится на украинской стороне на рассмотрении», -- рассказал вчера замглавы российского правительства.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, успех реализации последних соглашений Москвы и Киева будет зависеть от параметров конкретных проектов. «Какой пакет получит российская сторона, какой предполагается объем инвестиций, удастся ли привлечь финансирование? Мы уже собирались строить ГЭС за рубежом, но себестоимость нашего строительства крайне высока даже с учетом всех скидок», -- отметил эксперт. Кроме того, он добавил, что продажа электроэнергии на энергорынке Украины, который по-прежнему остается регулируемым, вряд ли позволит «отбить» вложенные средства. Стоит оговориться, что также неясны и экспортные перспективы днепровских гидроэнергетических проектов ввиду существенной удаленности объектов от потенциальных рынков сбыта. На этом фоне сотрудничество в области атомной энергетики выглядит значительно более выгодным. Напомним, что участие России в строительстве энергоблоков на Хмельницкой АЭС, практические вопросы которого на вчерашней встрече также обсуждались премьерами, было согласовано еще 30 апреля этого года в Сочи. По подсчетам «Росатома», общая стоимость работ на объекте составляет около 5--6 млрд долл. Однако, по мнению Сергея Пикина, российско-украинское сотрудничество может столкнуться не только с экономическими преградами. «Следует помнить, что политический цикл на Украине зачастую не совпадает со сроками реализации проектов и периодом их окупаемости», -- предостерег эксперт.

Россия предоставит Украине с 2011 года квоту на беспошлинный ввоз сахара в размере 300 тыс. тонн в год, сообщил вчера украинский министр аграрной политики Николай Присяжнюк по итогам переговоров глав правительств двух стран. «Владимир Путин пообещал рассмотреть этот вопрос и выделить квоту на рынок России», -- сказал г-н Присяжнюк. Он добавил, что в настоящее время в России действует импортная пошлина на свекловичный сахар в размере 330 долл. за тонну. РИА НОВОСТИ

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ