Время новостей
     N°142, 11 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.08.2010
Буйство стихии и бессилие властей
Пакистанский президент потерял лицо на радость оппозиции
Наводнения, проливные дожди и оползни стали причиной гибели множества людей и в Европе, и особенно в Азии. Вчера стало известно, что число погибших на северо-западе Китая перевалило в последние дни за 700 человек, еще более тысячи пропали, их пытаются найти спасательные службы. С наводнениями борются также в Индии и Пакистане, в некоторых других странах. Однако не случайно вчера ООН обратила особое внимание на Пакистан, где число пострадавших от наводнений сейчас превысило 13 млн человек. Это на 2 млн больше, чем число пострадавших от таких разрушительных катаклизмов, как цунами 2004 года в Индийском океане, землетрясение 2005 года в Кашмире и землетрясение 2010 года на Гаити, вместе взятых.

И хотя число жертв пакистанских наводнений меньше, чем в каждом из перечисленных случаев, -- «всего» 1,5 тыс. человек, последствия уже сейчас расцениваются как беспрецедентные. Проливные дожди в горных районах Пакистана вызвали самое масштабное бедствие в истории этой страны за все годы независимости -- пострадали районы по всей длине главной водной артерии Пакистана -- реки Инд, от гор на севере до провинции Синд на юге. И дожди пока не прекращаются.

Проблема перестала быть чисто пакистанской и приобрела международный масштаб. Тем более от дождей пострадали и соседствующие с Пакистаном районы соседних стран -- север Индии и северо-запад Китая. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун вчера выступил со специальным заявлением, в котором выразил серьезную озабоченность в связи с постигшим Пакистан бедствием и призвал международное сообщество оказать действенную помощь этой стране. Он подчеркнул, что эта помощь должна быть не единовременной, а носить среднесрочный и долгосрочный характер.

Власти Пакистана развернули широкую кампанию по привлечению средств мирового сообщества. В конце прошлой недели пакистанский президент 55-летний Асиф Али Зардари с этой целью совершил поездку во Францию и Великобританию. Вчера он вернулся на родину, однако его поездка возымела обратный эффект. Во-первых, его визит в Великобританию прошел на фоне только что прозвучавшего заявления британского премьера Дэвида Кэмерона, обвинившего Пакистан в «экспорте терроризма». Кроме того, европейский вояж главы государства в столь трудные дни вызвал возмущение и в Пакистане, и среди многочисленной пакистанской диаспоры. Субботнее выступление пакистанского президента в Бирмингеме на собрании сторонников возглавляемой им Пакистанской народной партии проходил под аккомпанемент выкриков: «Уходи, Зардари, уходи!» А у здания, где проходило собрание, собрались сотни демонстрантов, державших плакаты с требованием вывода американских войск из Афганистана и Пакистана.

Ущерб, нанесенный имиджу властей, был настолько велик, что 21-летний Билавал Зардари Бхуто даже отказался от участия в собрании, на котором должен был быть дан официальный старт его политической карьере. Этот молодой человек -- сын президента Зардари и его жены Беназир Бхутто, убитой в 2007 году террористами. А лидер оппозиционной мусульманской лиги, 60-летний бывший премьер Наваз Шариф, прямо заявил: «Зардари нас оскорбил даже больше, чем Кэмерон». «Власти оказались неспособными исполнить свой долг во время кризиса», -- добавил политик.

Мнение лидера оппозиции в Пакистане разделяют многие. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» пакистанский политолог, профессор Пешаварского университета Первез Тарин сказал: «Власти не оказывают никакой помощи пострадавшим районам, их не интересует, что происходит на улицах, а нынешнее правительство самое слабое, некомпетентное и коррумпированное в нашей истории». Он высказал предположение, что международная помощь не дойдет до пострадавших, а осядет в карманах чиновников, и предсказал, что уже через месяц-полтора в Пакистане могут произойти очень серьезные волнения.

Уже звучат мнения о том, что стихийное бедствие может серьезным образом изменить расклад политических сил в Пакистане. Возникает вопрос: кто придет на смену нынешним властям, продемонстрировавшим неспособность совладать с ситуацией. Наиболее вероятными считаются два варианта: приход к власти исламистов либо военных. Наводнения стали полем соперничества этих двух мощнейших сил. Мусульманские благотворительные организации, многие из которых связаны с поддерживающей талибов группировкой «Лашкар-и-тайба», развернули кампанию помощи пострадавшим, стремясь привлечь на свою сторону широкие массы населения. Армия тоже активно включилась в процесс ликвидации последствий наводнения. Стоит напомнить, что за более чем 60 лет независимости Пакистана военные находились у власти практически половину этого срока. Однако наблюдатели высказываются осторожно: сегодня армия слишком занята военными операциями против талибов на западе страны, так что вряд ли станет вмешиваться в политику.

Дожди, вызвавшие наводнения, пролились в основном в горных районах на севере Пакистана, в частности, на территории Кашмира. Этот регион является яблоком раздора между Пакистаном и Индией. Реки, питающие Пакистан, берут свое начало главным образом в Кашмире. А Индия давно вынашивает планы масштабного строительства гидротехнических сооружений на тех реках, верховья которых находятся на контролируемой ею территории. Это позволило бы легко затопить либо иссушить Пакистан. Впрочем, как отметил профессор Первез Тарин, пока такое развитие событий маловероятно.

В такой сложной ситуации редакцию «ВН» заинтересовало, а как отразились стихийные бедствия последних дней на россиянах, работающих в Пакистане или просто оказавшихся в этой стране в качестве туристов. Как рассказал нашей газете референт посла России в Пакистане Алексей Рыков, «никто из наших граждан в российское посольство за помощью не обращался». С большой степенью уверенности можно говорить о том, что в зоне бедствий россиян нет.

В соседней Индии, к сожалению, некоторые россияне оказались в зоне наводнений. По словам пресс-секретаря российского посольства Наны Мгеладзе, две группы российских туристов общей численностью 26 человек были застигнуты наводнением в городе Лех в штате Джамму и Кашмир. Эти туристы уже вывезены из опасной зоны. В понедельник объявились еще две девушки, которые выехали из Кашмира своим ходом. Сейчас стало известно еще о двух группах в количестве семи и четырех человек, застрявших в районе города Шринагар, административного центра Кашмира. Они, по словам российских дипломатов, выбираются сами и в помощи не нуждаются. Есть еще одна россиянка, которая находится в одном из монастырей в предгорьях Гималаев. Местные власти уверяют, что никакая опасность девушке не грозит.

Борис ВОЛХОНСКИЙ