Время новостей
     N°155, 30 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.08.2010
По бездорожью и разгильдяйству
Владимир Путин завершает политический автопробег
Где-то на дороге Хабаровск--Чита в «Лада Калина Спорт» «молодежного» канареечного цвета сейчас завершает беспрецедентный автомобильный пробег премьер-министр Владимир Путин. Сообщения информагентств, подписанные «трасса «Амур», за три дня поездки уже стали привычными. В пути даже с самым обычным, рядовым водителем происходит много интересных вещей -- встреч, общений, остановок. Но когда за рулем глава правительства -- все это приобретает значение в масштабах всей страны, а не только конкретной поездки. За это время глава правительства успел лично убедиться в разном качестве разных участков все еще недостроенной автотрассы, открыть нефтепровод и, лично заправляя автомобиль, признать, что цена на бензин в России завышена.

Можно по-разному оценивать этот автопробег -- личный пиар премьера, промо-акция «АвтоВАЗа» (кстати, с 1 сентября завод повышает в среднем на 2% отпускные цены на весь модельный ряд), предвыборная кампания, «ручное управление» проектами, демонстрация, что «государево око» не дремлет. Очевидно одно -- таких поездок за все время нахождения Владимира Путина на высших должностях еще не было. Глава правительства покинул Москву еще в прошлый понедельник, после посещения Тикси и Камчатки (в планах был и Норильск, но плохая погода не позволила приземлиться самолету премьера) г-н Путин из Хабаровска по трассе «Амур» проедет до конечного пункта -- Читы -- чуть более 2 тыс. километров. Кортеж примерно из десяти автомобилей с ярко-желтой «Ладой», выделяющейся на фоне черных внедорожников сопровождения, вряд ли создает много пробок, несмотря на строгие правила безопасности (на трассе одновременно с кортежем премьера не должно находиться посторонних средств передвижения, поэтому очевидно, что отдельные отрезки дороги будут перекрывать) -- движение по все еще строящейся дороге не самое оживленное.

Федеральная трасса «Амур» проходит по территории Забайкалья, Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края и замыкает сквозное круглогодичное автомобильное движение от Москвы до Владивостока. Решение о строительстве автомагистрали было принято Советом министров СССР в 1966 году, возведение дороги началось в 1978 году, к 1995 году построили 605 км отдельных участков около Читы, Благовещенска и Хабаровска, а сквозной проезд по трассе был открыт в феврале 2004 года: в церемонии принимал тогда участие президент Владимир Путин. Хотя сейчас строители очень торопились положить твердое покрытие к автопробегу г-на Путина, небольшие участки дороги будут завершены лишь к октябрю. Премьер не стал ждать октябрьской распутицы и выдвинулся в путь 27 августа.

В пятницу глава правительства успел дать небольшое интервью перед началом автопробега (где был затронут вопрос другой трассы -- Москва--Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес), пообщаться с местными жителями на границе Амурской области и Хабаровского края, посетить церемонию закладки первого кубометра бетона в основание плотины Нижне-Бурейской ГЭС, в пути, прямо за рулем ответить на вопросы журналистов. В субботу глава правительства посетил место строительства космодрома Восточный, где открыл памятный знак и провел совещание, затем пообщался с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко и на 791-м километре трассы, на стоянке в кафе поговорил «за жизнь» с водителями-дальнобойщиками. Вчера премьер открыл российский участок нефтепровода Россия--Китай в Сковородино Амурской области и встретился с дорожными строителями на 1371-м километре. «Где-где, а в России дорожные строители, по-моему, никогда не останутся без работы», -- успокоил г-н Путин мужчин, переживающих, что работа подходит к концу. Кроме того, что еще предстоит ликвидировать разрыв в твердом покрытии на линии Чита--Челябинск, будет проложена трасса до Якутска и далее до Магадана. На все про все будет выделено 40 млрд руб.: «Сокращение инвестиций не только не планируется, но, наоборот, с 2012 года предполагается значительно увеличить расходы на дорожное строительство».

Профессионалы заметили, что кроме постройки дороги нужно поддерживать ее в хорошем состоянии (к слову, один из первых участков трассы, проложенных после решения о возобновлении строительства в 1995 году, произвел на премьера удручающее впечатление). Владимир Путин согласился и обещал предпринять меры. В ходе разговора, естественно, возник вопрос цен на бензин: «Я считаю, что в России цены на бензин слишком высокие. Мы пытаемся бороться с этим, проверяем -- по расчетам вроде бы все правильно. Надо, наверное, внимательнее посмотреть эти расчеты», -- задумался глава правительства.

В Сковородино, одном из ключевых перевалочных пунктов российской системы нефтепроводов, премьер поучаствовал в открытии российского участка нового нефтепровода до китайского Дацина. Контракт на строительство отвода нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО) на Китай был заключен в 2009 году компаниями «Роснефть», «Транснефть» и китайской нефтегазовой государственной корпорацией CNPC. В течение 20 лет, с 2011 по 2030 год, по этому участку будет ежегодно поставляться 15 млн тонн.

«Это не просто поставки энергетического сырья в Китай, это действительно многоплановый проект, который укрепил наше энергетическое взаимодействие», -- отметил г-н Путин. Китайские партнеры будут участвовать в добыче на территории России, а российские предприятия стали акционерами нефтеперерабатывающих предприятий и распределительной сети Китая.

Днем ранее, в субботу, состоялась одна из самых насыщенных и живых встреч главы правительства -- с водителями-дальнобойщиками. Полноценный диалог, обмен мнениями -- такое редко можно наблюдать на официальных мероприятиях, где обычно собеседники премьера -- напрямую подчиненные ему или формально суверенные, но фактически зависимые люди, которые осмеливаются перебить главу правительства в лучшем случае для того, чтобы сказать «все сделаем». «Как бы Америку ни ругали, но она единственная страна, которая делает автомобили для людей», -- делились дальнобойщики. «Комфортно?» -- уточнял премьер. «Комфортно». -- «Хорошо, что сказали. Надо будет об этом поговорить с генеральным (директором. -- Ред.) КамАЗа». -- «А техрегламент (дорожного покрытия, который указывает, на какие машины оно рассчитано. -- Ред.) меняться никак не будет? Дороги для машин же строятся! Что для чего?» -- «Ну мы-то должны строить дороги под свои машины. А свои машины нужно выпускать так, чтобы они не были хуже вот этих, как вы сказали». -- «Да я согласен ездить на «КамАЗе», но сделайте нам условия, техническое состояние. И чтобы доступно было его купить, а то цены-то тоже такие заоблачные». «Да ладно! У «КамАЗа» заоблачные цены?» -- не поверил премьер. «Вместо «КамАЗа» можно купить «Фрэнча» американского, «свежего», -- сообщили водители. Владимир Путин пытался было отрекламировать отечественную марку, но все его попытки, кажется, не увенчались успехом.

А вот космодром Восточный, памятный знак о начале строительства которого заложил глава правительства, будет российским, причем первым -- до сих пор Россия пользуется казахстанским Байконуром. Владимир Путин отметил, что новое строительство даст новый импульс развитию региона.

Пятничная публичная программа закончилась неформальным общением с журналистами. Прямо за рулем машины Владимир Путин высказал свою точку зрения по самым заметным темам уходящего лета. Премьер не смог пока оценить убытки от пожаров, бушевавших в Центральной России, но сообщил, что средства на решение проблемы торфяников в Московской области будут выделены: «Московская область просила 20--25 млрд руб., но потом они поменяли свою точку зрения. Сейчас ведется большой тщательный подсчет, но уже ясно, что таких цифр, какие они просили, не будет. Я не склонен кого-либо подозревать в желании чего-то откусить у государства. Просто они сейчас делают совместно с МЧС тщательный подсчет необходимых средств».

Ситуация с последствиями засухи чуть более определенная: «В связи с неурожаем, естественно, возникает вопрос, возник ли дефицит в сельском хозяйстве. У нас не возник и не возникнет. Формально сохраняется и экспортный потенциал. Но я принял решение приостановить экспорт зерна, потому что мы не знаем, что у нас будет с озимыми в будущем году, какой будет урожай 2011 года».

Вечные вопросы (или кажущиеся таковыми в последнее время) -- о работе правительства и о кризисе -- тоже не остались без ответа. Действия своего кабинета председатель оценил на «удовлетворительно»: «Некоторые вещи, наверное, можно было бы сделать и быстрее, и наиболее точно. Но в целом, если говорить обо всем комплексе мер, то весь комплекс мер был ощутимым и своевременным». При этом Владимир Путин считает правильным работать в режиме «ручного управления»: «Хочу отметить, что в чисто автоматическом режиме такие важные вопросы развития экономики не решаются». «Так же, как и вся мировая экономика, и наша российская экономика постепенно выходит из кризиса. Но и наш выход тоже будет небыстрым. Мы считаем, что должны продолжить эти программы (антикризисные. -- Ред.)», -- полагает глава правительства.

А как лидер партии «Единая Россия» беспартийный Владимир Путин благодарен партийцам за работу, но видит возможности для совершенствования: «Вообще человек не может быть всегда доволен. И далеко не всегда люди, которые заявляют одни цели, реально, на практике, в жизни стараются их достичь. Есть много личных и, к сожалению, подчас корыстных интересов. Но при всех минусах, которых, повторяю, очень много, она («Единая Россия». -- Ред.) является консолидирующим фактором в обществе и в силу своих возможностей, прежде всего в парламенте, дает инструменты проводить решения, особенно в острых кризисных ситуациях находить решения быстро».

На Нижне-Бурейской ГЭС Владимир Путин пожертвовал очередные часы (уже, кажется, третьи за последний год) на благое дело -- оказалось, что при заливке первого кубометра бетона принято на счастье кидать в раствор часы. Разумеется, премьерские часы стали для строителей лучшим символом успешной работы.

На границе Амурской области и Хабаровского края у стелы Москва -- Владивосток несколько женщин остановили машину премьера и пригласили его на чай. Интерес у женщин был корыстный -- они решили обратиться к Владимиру Путину как к последней инстанции с жалобой на невыносимые условия жизни: «Нас 44 семьи здесь -- переселить обещают почти десять лет». Живут семьи, разумеется, не на обочине дороги, а в поселке неподалеку. Решив вопрос с жильем, женщины заговорили о другом насущном вопросе -- хлебе, цены на который растут. Премьер уверен: «Это спекулятивный рост -- просто кто-то наживается на обстоятельствах». Поручение проверить, кто и сколько нажил, уже дано.

А начиналось все в пятницу утром с обсуждения канареечного цвета премьерской «Лады» и обсуждения вырубки Химкинского леса: «Цвет... Я вчера вечером только его увидел -- пускай будет такой. Яркий, на дороге заметный, красивый вообще, но такой молодежный». Относительно проблемы строительства трассы Москва -- Санкт-Петербург по многострадальному Химкинскому лесу премьер больше склонен к компромиссу: «Ясно, что дорогу надо строить», -- полагает г-н Путин, но вместе с тем экологическая составляющая вопроса должна учитываться.

Юлия МИРОНОВА