Время новостей
     N°171, 21 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.09.2010
Водители за нос
Повышение акциза на автомобильное топливо становится все реальнее, а снижение транспортного налога -- все призрачнее
Интрига вокруг затеянной правительством крупнейшей за последние годы реформы транспортного налога, за которой постоянно следит "Время новостей", получила развитие. Министерство промышленности и торговли и Министерство транспорта предложили стимулировать россиян рублем более часто менять свои автомобили. Они решили внести лепту в процесс снижения ставок транспортного налога, настаивая на их дифференциации в зависимости от экологического класса автомобиля. А для машин старше пяти лет, по мнению двух министерств, ставку налога и вовсе необходимо удвоить. Соответствующие инициативы содержатся в письме заместителя главы Минпромторга Андрея Дементьева, разосланного в заинтересованные ведомства. Министерство финансов с этими предложениями пока не согласно.

Единственную возможность успешно реализовать Стратегию развития автомобильной промышленности до 2020 года Минпромторг и Минтранс видят в налоговом стимулировании потребителей к приобретению более экологичных автомобилей, говорится в комментарии директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, опубликованном на прошлой неделе на сайте ведомства. С этой целью Минпромторг и Минтранс предлагают ввести коэффициенты для ставок транспортного налога, по которым будут облагаться владельцы автомобилей разного экологического класса.

С транспортных средств пятого класса и выше налог будет взиматься с коэффициентом 0,7 (то есть их владельцы получат скидку 30% с суммы транспортного налога). Владельцы четвертого экологического класса будут платить обычный транспортный налог (коэффициент для них будет равен 1). Для хозяев автомобилей третьего класса налог будет увеличен в 1,2 раза, второго класса -- в 1,6 раза. Больше всего не повезет владельцам автомобилей, эксплуатация которых началась до 1 января 2006 года: для них ставку транспортного налога предлагается удвоить. Алексей Рахманов специально оговорился, что эти предложения являются совместной инициативой Минпромторга и Минтранса.

Как пояснили «Времени новостей» в Минпромторге, до 2006 года в документах на транспортные средства не делалась отметка об их экологическом классе. Но в случае, если автовладелец способен доказать, что его автомобиль более высокого экологического класса, отметка об этом может быть внесена в документы, и коэффициент налоговой ставки будет соответствовать экологическому классу машины.

В размещенной на сайте Минпромторга информации Алексей Рахманов уточняет: «Наши предложения основываются на уже принятом решении о двукратном снижении ставок транспортного налога. Коэффициенты будут применяться к оставшейся части транспортного налога». Речь идет об одобренных в июле правительством и президентом инициативах Минфина по увеличению в ближайшие три года фискальной нагрузки на экономику на сумму в триллион рублей для достижения бездефицитности бюджета (см. «Время новостей» от 22 и 28 июля). Частью этого пакета является намерение ежегодно в течение трех лет увеличивать акциз на моторное топливо примерно на рубль с каждого литра. Взамен предполагается вдвое сократить базовые ставки транспортного налога, а для автомобилей мощностью до 150 л.с. дать возможность регионам вообще отменить транспортный налог.

Частично идея обмена транспортного налога на акцизы уже была оформлена в виде проекта поправок к Налоговому кодексу (НК), которые опубликованы на сайте Минфина. В законопроекте пока ничего не говорится о механизме и масштабах повышения топливного акциза, но зато вдвое снижаются базовые ставки транспортного налога для большинства транспортных средств. Снижение не затронет только катера, моторные лодки, яхты, гидроциклы и другие водные суда, а также самолеты: для них базовые ставки транспортного налога предполагается сохранить на нынешнем уровне. Законопроект также дает право регионам снижать как угодно низко, хоть до нуля, ставку транспортного налога для автомобилей мощностью до 150 л.с.

Следует сказать, что пока законопроект является лишь предложением Минфина. Он еще должен быть утвержден правительством, его необходимо внести в Госдуму, где ему придется пройти длительную процедуру принятия. Только после этого у региональных законодательных собраний появятся основания для пересмотра действующих ставок транспортного налога. По данным Института экономики города, подавляющее большинство регионов, устанавливая размер транспортного налога, не индексировали базовую ставку из федерального Налогового кодекса, а фиксировали ее в своих законах в конкретных суммах в рублях.

Теперь для снижения транспортного налога всем регионам придется вносить поправки в свои законодательные акты. При изменении налогового законодательства сделать это и официально опубликовать новации следует не менее чем за месяц до вступления закона в силу. То есть до конца ноября этого года. Можно предположить, что столь оперативно сработать успеют далеко не все. А с учетом того, что федеральный НК с прошлого года дает субъектам федерации право увеличивать базовые ставки транспортного налога в десять раз, спешить с изменением действующих сейчас в регионах размеров этого сбора совсем необязательно -- они вполне уложатся в новые границы. Воспользоваться правом на десятикратную индексацию в прошлом году пыталась только Калининградская область, да и то ей это не удалось.

В заявлении Алексея Рахманова также говорится, что «Минпромторг согласился с предложениями Минтранса об изменении базы взимаемого транспортного налога в отношении грузового транспорта в зависимости от полной массы автомобиля или автопоезда», а не в зависимости от мощности двигателя, как это предусмотрено проектом Минфина. О конкретных налоговых ставках для грузовиков чиновник Минпромторга ничего не говорит.

Примечательно, что Минпромторг предлагает ввести дополнительную налоговую нагрузку для большинства воспользовавшихся программой утилизации старых автомобилей, которая фактически стала обменом старого автохлама на новый. Наибольшим спросом по ней пользуются морально устаревшие модели ВАЗ-2104, 2105 и 2107. В салоне одного из крупнейших дилеров «АвтоВАЗа» в Москве менеджер отдела продаж не смог с ходу ответить на вопрос корреспондента "Времени новостей", к какому экологическому классу относится ВАЗ-2105. Он переспросил у своих коллег и сам искренне удивился их ответу, что к третьему классу. Счастливым обладателям новых «Жигулей» остается надеяться только на то, что регионы пожелают и успеют ввести для них нулевую ставку транспортного налога.

Минфин пока не поддерживает идею своих коллег о дифференциации транспортного налога в зависимости от экологичности объекта налогообложения. Как заявил начальник отдела имущественных налогов Минфина РФ Алексей Сорокин, «это сложный вопрос, рассматривая который надо учитывать и социальный фактор». Чиновник обратил внимание, что старые автомобили пользуются спросом у малообеспеченных граждан. Но и категорически отвергать идею Минпромторга и Минтранса г-н Сорокин не стал. Он напомнил, что в ноябре 2009 года в НК была введена норма, которая дает субъектам федерации право дифференцировать базовые ставки налога в зависимости как от возраста автомобиля, так и от экологического класса. Соответственно, чиновник предлагает дать регионам возможность самим решать этот вопрос.

Лидеры общественных организаций автомобилистов открыто обвиняют правительство в обмане. «Вице-премьер Сергей Иванов обещал убрать налог в акцизы, -- напоминает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. -- Акциз решили поднять, причем в три раза сильнее, чем предполагалось первоначально. Многие автомобилисты были готовы терпеть и это, если бы только собранные средства действительно пошли на ремонт дорог. Но повышая акциз, правительство сохраняет транспортный налог. Регионы его никогда не отменят даже для маломощных машин, так как он полностью идет в их бюджет. Получится двойное налогообложение».

Идею же Минпромторга он вообще считает «некомпетентным решением». «50% выпускаемого в России автомобильного топлива относится к евро-2. А почти все остальное -- это евро-0. На топливо евро-3 и евро-4 у нас приходится 6--7%. Даже если я двигатель евро-10 заправлю топливом евро-2, то вряд ли выхлоп будет экологичнее евро-2», -- обращает внимание г-н Лысаков.

Эту идею он считает провокационной. «Она коснется не только владельцев дорогих легковушек, но и среднего класса всей Сибири и Дальнего Востока, да и европейской части России, который ездит на недорогих, подержанных, но мощных "японках", "американках" и "немках". Грузоперевозчики уже на уши встают из-за того, что их обкладывают со всех сторон. Они уже готовы бастовать», -- предупреждает активист.

Тот факт, что, в отличие от прошлого года, когда попытки повышения транспортного налога сопровождались многочисленными акциями протеста, сейчас все спокойно, Вячеслав Лысаков объясняет тем, что «люди пока не разобрались». «Кто-то что-то слышал краем уха: кто-то слышал, что отменят, что снизят», -- считает активист, но опасается, что решение может стать социально взрывоопасным накануне предстоящих выборов.

Глава московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, с одной стороны, убежден, что рано или поздно экологический налог на автомобили вводить придется, особенно в крупных городах-миллионниках. Но с другой -- возмущен тем, как это предложение было сделано Минпромторгом. «Люди поняли эту инициативу так, что их собираются обложить новыми налогами, как очередное надувательство, -- возмущается г-н Канаев. -- Это провоцирует людей на общественный резонанс. Чиновники должны учитывать риски, которые способны свести любую благую идею на нет».

Андрей СУСАРОВ
//  читайте тему  //  Налоговая реформа