Время новостей
     N°214, 23 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.11.2010
Осторожно, двери открываются
Сергей Собянин требует от метростроевцев прорыть дешевые тоннели в Подмосковье
Новый мэр Москвы Сергей Собянин продемонстрировал вчера, сколь глубоко он намерен вникать в транспортные проблемы вверенного ему мегаполиса. Градоначальник побывал на строящейся станции «Новокосино» а затем провел оперативное совещание по проблемам метростроя. Итогом знакомства с подземными стройплощадками и сметами на возведение станций стало требование мэра пересмотреть план развития столичного метрополитена. Г-н Собянин считает, что тоннели должны прорваться за МКАД не только в Митино, но и в других пригородных микрорайонах, при этом скорость строительства, по его мнению, может существенно возрасти, а себестоимость, напротив, снизиться -- за счет использования типовых станций.

Грандиозные задачи, которые мэр столицы поставил перед метростроевцами, явно диссонировали с настроениями последних. Не рассчитывая на увеличение финансирования, руководители столичного метрополитена ориентировались на ближайшие годы, скорее на стратегию удержания достигнутого, а не на интенсивное развитие подземки. Это отметил и сам Сергей Собянин, заявивший на вчерашнем совещании, что «по тем бумажкам, которые мне представляли две недели назад, у нас намечались «похороны» метро»: в ближайшие два года метростроевцы намечали сдавать всего по 4 км новых линий. Градоначальник же дал понять, что желаемым для его администрации является показатель, в четыре раза больший. По его словам, столичному региону необходимо через несколько лет вывести интенсивность строительства метро на уровень 15 км в год. «Мы должны в 2011 году ввести 4,5 км, сделать задел на 30 км, в 2012 году должны ввести 14 км, в 2013 году -- 16 км и в 2014 году -- 17 км», -- пояснил г-н Собянин. Представители его команды уже подсчитали, что ввод более 50 км линий в ближайшую пятилетку позволит обеспечить развитие новых спальных микрорайонов и обеспечит станциями в шаговой доступности жителей уже сложившихся районов Москвы и ближнего Подмосковья.

О необходимости постоянно думать о транспортных проблемах соседей г-н Собянин указал отдельно. Он призвал руководителей метро и чиновников мэрии не обрывать новые линии на границах МКАД, чтобы не пришлось потом «чесать затылок, как нам решить транспортные проблемы с перевозками людей, которые проживают в Подмосковье, численность которых продолжает расти». При этом мэр напомнил, что планирование новых станций должно вестись с учетом развития наземного пассажирского транспорта, дабы не просто осваивать бюджеты на строительство, а создать единую инфраструктурную схему пассажиропотоков. Это в свою очередь позволит не ошибиться с выбором первоочередных линий строительства метрополитена, считает градоначальник.

Строительство одного километра столичной подземки руководители метрополитена ранее оценивали почти в 5 млрд руб. И мэр Москвы пообещал метрострою новые ассигнования. «Я вам гарантирую, финансирование будет», -- заявил градоначальник, но тут же предупредил, что просто осваивать бюджет он никому не даст: «Если кто-то хочет там чего-то спилить, можете сразу писать заявление и уходить на всякий случай, от греха подальше». Напротив, мэр дал понять, что ждет существенного сокращения себестоимости строительства за счет использования поточного метода и типовых станций метро.

У метростроевцев, гордящихся тем, что ни одна станция в Москве не является копией другой, требование нарушить многолетнюю традицию, похоже, вызвало шок -- никто даже не пытался возразить Сергею Собянину, который начал уверенно объяснять, как нужно осваивать подземное пространство мегаполиса. «На одной станции идет заливка бетона, фундамента, на другой -- переходим к монтажу, на третьей -- к пуску-наладке», -- пояснил мэр, что он называет поточным методом, и обозначил еще один пороговый показатель. По его мнению, при переходе к такому серийному строительству и при условии повышения производительности труда необходимо пересмотреть параметры себестоимости работ. «Цены должны быть другими, минимум на 20% дешевле», -- заявил г-н Собянин.

А дабы метростроевцы не роптали, руководить ими мэр поставил опытного управленца, много лет курировавшего всю строительную сферу столицы. Сергей Собянин считает, что возглавить разработку плана интенсивного строительства московского метро должен его первый заместитель, глава стройкомплекса Владимир Ресин, имеющий богатый опыт выдавать на-гора требуемые объемы работ.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ