Время новостей
     N°230, 15 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2010
Слишком поздно
Новая трасса Москва--Санкт-Петербург все-таки пройдет через Химкинский лес
Длившаяся больше трех месяцев передышка в бескомпромиссной борьбе экологов из Химок с правительственными чиновниками и подрядчиком новой трассы Москва--Санкт-Петербург закончилась. Вчера стало понятно, что лесозащитники потеряли своего главного и, видимо, последнего заступника в неравной схватке с высокопоставленными лоббистами магистрали -- президента Дмитрия Медведева. Глава государства, который в конце лета приостановил вырубку леса и инициировал во всех отношениях показательную общественную дискуссию вокруг судьбы одного из самых крупных инфраструктурных проектов последнего времени, все-таки выступил с неприятным для «зеленых», но при этом вполне ожидаемым признанием: проект строительства дороги находится на стадии, не позволяющей остановить его реализацию.

Вынужденные на протяжении нескольких месяцев поддерживать иллюзию «общественной дискуссии» федеральные чиновники, разумеется, сразу же поддержали «мудрую» и «взвешенную» позицию президента. Для экологов же фактический возврат на первоначальные позиции может стоить дорого -- вердикт главы государства лишает моральных обязательств подрядчика трассы ПО «Теплотехник» и московских судей искусственно тормозить процесс по взысканию с защитников леса материального ущерба за простой техники.

Сам г-н Медведев, впрочем, воздержался от публичного оглашения властной позиции по Химкинскому лесу. Однако вчера стало очевидно, что президент не готов игнорировать мнение правительства, глава которого Владимир Путин лично одобрил вызвавший возмущение химкинских экологов проект трассы. Видимо, чтобы в очередной раз показать, что у главы государства нет противоречий с соратником по тандему, вначале свою позицию должна была представить специально созванная правительственная комиссии. «Нами было принято решение по прокладке трассы. Мы окончательно сформулировали позицию РФ, и решение о начале строительства будет принято, как только его одобрит президент», -- заявил вчера председатель этой комиссии, вице-премьер Сергей Иванов. Он заверил, что участок трассы в районе Химкинского леса не будет предусматривать наличия дорожной инфраструктуры. «Только дорога», -- подчеркнул г-н Иванов.

Он также постарался продемонстрировать, что в правительстве заботятся об экологии. Объем компенсационных выплат экологического ущерба из-за строительства и функционирования трассы, по словам вице-премьера, «будет беспрецедентным» -- 4 млрд рублей.

Дмитрий Медведев вчера же постарался успокоить экологов. Признав, что работа с общественностью на этапе согласования проекта трассы была поставлена плохо, глава государства отметил, что «активный диалог с экологами, представителями гражданского общества позволил существенно усилить компенсационные меры». «Медведев надеется, что они минимизируют ущерб, который может быть нанесен», -- передала точку зрения президента его пресс-секретарь Наталья Тимакова, добавив, что проблема Химкинского леса, по мнению г-на Медведева, «должна стать уроком для всех».

Напомним, что поводом для вмешательства главы государства в процесс строительства магистрали стало затянувшееся противостояние активистов из Движения в защиту Химкинского леса с заказчиком трассы ФГУ «Дороги России», чиновниками из Министерства транспорта и подрядчиком дороги ПО «Теплотехник», которое в июле начало вырубку леса на основании распоряжения правительства от 2007 года. Полагая, что рубка деревьев нанесет непоправимый вред экологии Москвы и Подмосковья, лесозащитники начали активную оборону зеленых насаждений: разбили в лесу лагерь, где отражали как нашествия рабочих, так и набеги крепких молодчиков в масках.

Решение г-на Медведева приостановить работы и начать общественную дискуссию с привлечением независимых экспертов и общественников должно было снизить накал страстей и даже остановить силовое развитие событий. Однако попытка найти альтернативу первоначально выбранному маршруту ни в рамках Общественной палаты, ни в рамках многочисленных обсуждений в Минтрансе в итоге ни к чему не привела. Дорожников не убедили доводы активистов, экологов из Greenpeace и независимых экспертов в пользу прокладки магистрали через подмосковный район Молжаниново -- этот вариант строительства, который предполагал снос жилых домов и переселение людей на другие территории, власти назвали слишком затратным.

Главу государства предложенные варианты, как оказалось, также не убедили. При этом в конце минувшей недели источник в администрации президента подчеркнул, что президент был вынужден остановиться на первоначальном проекте и что виноват в этом бывший мэр Москвы Юрий Лужков, а также его жена Елена Батурина. В Кремле отметили, что еще шесть-семь лет назад трассу можно было пустить через Молжаниново, но московское правительство в 2004-м отказало проектировщикам: якобы на той же территории принадлежащая г-же Батуриной компания «Интеко» захотела построить гольф-клуб (см. «Время новостей» от 13 декабря.).

Чиновники, как и ожидалось, поддержали решение президента и правительственной комиссии. «Собственно, решение было взвешенным на основе глубокой проработки альтернативных вариантов за прошедшие три с половиной месяца», -- считает заместитель председателя правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах, которого цитирует РИА Новости. Губернатор Московской области Борис Громов растолковал слова главы государства как установку к действию. Г-н Громов поспешил назвать дату возобновления строительства трассы Москва--Санкт-Петербург (15 января 2011 года), а заодно сообщил, что теперь появилась возможность разморозить другие дорожные проекты Подмосковья, реализация которых остановилась из-за спора вокруг Химкинского леса. Речь идет о строительстве платного выхода на Минское шоссе в обход Одинцова и трассы через лес в Жуковском.

Заявление Сергея Иванова заставило недавних союзников Движения в защиту Химкинского леса во властных и околовластных кругах сменить тактику. Не выступая теперь конкретно против строительства магистрали, они требуют транспарентности строительных и финансовых схем, дабы предотвратить коррупцию и удержать дорожников в обозначенных вице-премьером границах как в переносном, так и в прямом смысле. «Мы договорились, что Общественная палата совместно с экологическими движениями, с гражданами будет осуществлять контроль за тем, как будут развиваться события», -- огласил позицию этой части общества член ОП Анатолий Кучерена.

Но Движение в защиту Химкинского леса отказывается признать поражение. Его лидер Евгения Чирикова считает, что президент сделал неверный шаг в преддверии выборов 2012 года. «Он пошел против 76% россиян, которые, согласно опросу «Левада-центра», поддерживают нашу позицию. Он также выступил за полностью коррумпированный и незаконный проект, что уже давно доказали независимые эксперты», -- отметила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-жа Чирикова. Убедившись, что «для российских властей главное не мнение своего народа, а коррупционная деятельность», г-жа Чирикова намерена поменять методы борьбы с чиновниками: «Мы будем вести политическую борьбу: создадим общественное движение и выдвинем своего кандидата в президенты в 2012 году».

Вячеслав КОЗЛОВ
//  читайте тему  //  Защита Химкинского леса