Время новостей
     N°161, 01 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2003
В Ираке тиран уступил место террору
Вчера в Багдаде началось прощание иракцев с лидером крупнейшей в стране шиитской организации аятоллой Мухаммадом Бакр аль-Хакимом. Он погиб в пятницу в результате теракта в мечети имама Али в Эн-Наджафе. В течение трех дней траурная процессия пройдет из Багдада в Эн-Наджаф через святые для шиитов города Карбала и Куфа. Похороны состоятся завтра.

Погибший 64-летний аятолла Мухаммад Бакр аль-Хаким возглавлял Высший совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ) -- крупнейшую шиитскую организацию, подвергавшуюся преследованиям со стороны режима Саддама Хусейна. С начала 80-х годов аятолла находился в эмиграции в Иране. Сразу же после победы войск коалиции он вернулся на родину. На словах он не поддерживал идею создания в Ираке исламской республики по иранскому образцу. Но его тесные связи с Тегераном не могли не беспокоить Вашингтон. Его заявления также не отличались симпатией к Штатам: «Мы хотим, чтобы у нас было независимое правительство, а не навязанное извне. Мы сами знаем, как обустроить Ирак и забыть прошлое».

Незадолго до своей гибели аятолла Аль-Хаким высказался совсем уж категорично. По его словам, американцы «проводят неверную политику в Ираке и не в состоянии контролировать ситуацию и поддерживать безопасность». Теперь же вместо погибшего аятоллы главой ВСИРИ будет назначен его брат Абдель Азиз аль-Хаким. Он является одним из членов созданного американцами и подконтрольного им Временного управляющего совета Ирака. Наверное, его позиция будет более созвучна политике Белого Дома

Всего в результате самого страшного в послевоенной истории Ирака взрыва в пятницу погибло более 120 человек. Бомба была заложена в легковой автомобиль (есть сообщения, что это был БМВ), припаркованный близ мечети. Взрывной механизм привели в действие дистанционным управлением в тот момент, когда верующие выходили из мечети после молитвы. Взрыв был такой силы, что от аятоллы мало что осталось: обгоревшая часть мышцы, которую доставили в Багдад для опознания методом ДНК-анализа, камень из четок, янтарное кольцо, обрывки черного тюрбана и молитвенника. Отсутствие останков уже породило среди шиитов слухи о том, что Мухаммаду Бакр аль-Хакиму удалось чудесным образом спастись.

Начало расследования показало, что была использована взрывчатка из бомб и снарядов советского производства, -- налицо тот же почерк, что и при предыдущих августовских взрывах. Бомбы уже взорвались у посольства Иордании (19 погибших) и у здания миссии ООН (23 погибших).

Перед началом войны спецслужбам США так и не удалось доказать, что между режимом Саддама Хусейна и «Аль-Каидой» существовала связь. Президент России Владимир Путин на днях многозначительно заметил, что в Ираке длительное время существовал «бесчеловечный, жесткий режим, подавляющий всех, в том числе и террористов». Был у власти ужасный Саддам -- террористов вокруг не было и в помине. Сегодня же, после официально объявленного Белым Домом победоносного окончания войны и образовавшегося после падения Саддама Хусейна вакуума власти, предположения о том, что боевики «Аль-Каиды» не только появились в послевоенном Ираке, но и пользуются неразберихой послевоенного восстановления для организации кровавых нападений, становятся все более обоснованными.

По горячим следам взрыва в Эн-Наджафе удалось задержать четырех подозреваемых, среди них два иракца и два саудовца. Следствие убеждено, что они являются членами «Аль-Каиды». Арестованные показали, что взрывы у мечети призваны посеять в Ираке еще больший хаос. Позднее арестовали еще 19 человек, после чего версия о причастности к серии терактов «Аль-Каиды» нашла новые подтверждения. Большинство из этих людей иностранцы, среди них два кувейтца и шесть палестинцев с иорданскими паспортами.

Сегодня Ирак переживает критический момент своей современной истории -- страна все ближе подходит к порогу гражданской войны. Сразу же после взрыва в пятницу в Эн-Наджафе десятки вооруженных людей ворвались в дом шиитского аятоллы Али аль-Систани, требуя от него немедленного объявления священной войны -- джихада -- против убийц. «Джихад против кого?» -- прозвучал вопрос.

Это самый страшный и самый важный вопрос в современном Ираке. Ответ на него затронет судьбы не только жителей страны, но и иностранцев, взявших на себя право управлять настоящим и будущим Ирака. Сегодня в обескровленной многолетней тиранией, войной и послевоенным хаосом стране иракцы не доверяют оккупантам и стоящим в их главе американцам. В многочисленных стычках в Ираке ежедневно гибнут и иракцы, и солдаты сил коалиции. Иракцы-сунниты не доверяют иракцам-шиитам. Верный принципу «разделяй и властвуй» Вашингтон сделал ставку в послевоенной организации Ирака на представляющих 60% населения шиитов и их лидеров, в том числе на убитого в пятницу аятоллу Мухаммада Бакр аль-Хакима. Но нет единства и среди шиитов. Достаточно вспомнить, как в апреле все в той же главной мечети Эн-Наджафа толпа растерзала двух религиозных авторитетов -- один из них был сторонником Саддама Хусейна, а другой прибыл из Лондона, где скрывался от его режима.

«В Ираке раскручивается спираль насилия, и главная задача -- остановить эту эскалацию, -- заявил в Италии российский президент Владимир Путин. -- Мы должны сказать иракскому народу: начнем новую жизнь с чистого листа. И самый лучший исполнитель этого плана -- Организация Объединенных Наций». Россия, по словам Путина, согласна на создание в Ираке многонациональных сил под командованием США, но только при условии «соответствующего решения Совета Безопасности ООН».

Эта позиция находит поддержку не только среди союзников Москвы по антивоенной коалиции -- свое участие в миротворческой операции в Ираке, но только с мандатом ООН, допускает Германия. О необходимости привлечения в Ирак миротворцев ООН все громче рассуждает и Вашингтон.

Однако по мере эскалации насилия внутри Ирака шансы на создание миротворческих сил под эгидой ООН будут становиться все более призрачными. «Старая Европа» не захочет отправлять своих солдат на верную смерть во имя нефтяных интересов США. Основная тяжесть тяжелой, грязной и кровавой миротворческой миссии в Ираке ляжет на Штаты и страны третьего мира, располагающие большими человеческими ресурсами и способными жертвовать своими солдатами во имя абстрактных геополитических выгод.

Андрей ЗЛОБИН