Время новостей
     N°175, 19 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2003
Скорая литературная помощь
В России возрождаются библиотеки на колесах
В Москве появилась первая передвижная библиотека, или, как называют ее в мире, библиобус. С виду это обычный автобус. Но если заглянуть внутрь, то на установленных в салоне стеллажах можно обнаружить огромное количество книг: на небольшой площади собрано порядка 1500 изданий. Здесь есть и русская, и зарубежная классика, справочная литература, энциклопедии и словари. Помимо этого в передвижной библиотеке есть видеосалон, где можно посмотреть фильмы и послушать кассеты с записями литературных произведений. Среди услуг, предоставляемых посетителям, -- возможность работать в Интернете.

Библиобус -- детище комитета по культуре Волгоградской области, фонда «Пушкинская библиотека», института «Открытое общество» и библиотекарей из Великобритании. Презентация мобильной библиотеки, изготовленной на Волжском автобусном заводе, состоялась на днях в рамках проведения Дней Волгоградской области в столице.

В принципе создавалась библиотека на колесах вовсе не для столицы. Она предназначена прежде всего для жителей отдаленных населенных пунктов, не имеющих стационарных книжных центров. Выполняя функцию мобильной библиотеки и приезжая один-два раза в неделю к сельским жителям российской глубинки, библиобус должен доставлять им новые книги, журналы, аудио- и видеокассеты. Первый подобный мобильный информцентр в постсоветской России появился в 2002 году в Кемеровской области, и принадлежал он старейшей в Кузбассе городской библиотеке имени В.А. Чивилихина, которой в этом году исполнился сто один год. Библиобус обслуживал учеников Первомайской средней школы, которые жили в селах, находящихся друг от друга более чем в пяти километрах. В апреле 2003 года мобильные библиотеки появились в Чувашии. А в марте книжные автобусы стали обслуживать жителей Тихорецкого района Краснодарского края.

Вообще же история библиобусов насчитывает почти сто лет. Сейчас передвижные библиотеки есть даже в странах третьего мира. Традиция использования мобильных средств в качестве передвижных библиотек для России тоже не нова. То, что ныне именуется библиобусом, в середине прошлого века было непременным атрибутом всех сельских районных библиотек. Правда, в период застоя власти перестали выделять библиотекам деньги на поддержание мобильного парка, и книжные «передвижки» исчезали по мере того, как автобусы и грузовики, на которых они были оборудованы, приходили в негодность.

Теперь хорошо забытое старое начали возрождать, однако до мирового уровня российским передвижным библиотекам еще далеко. «Газели» и «пазики» вряд ли составят конкуренцию, к примеру, английским микроавтобусам с автономным электропитанием, кондиционированием и отоплением, которые могут перевозить более пяти тысяч документов, или двухэтажным автобусам с читальным и демонстрационным залами. А уж о трейлерах и контейнерах, оборудование которых может быть развернуто в стационарных условиях, российские деревенские книголюбы могут только мечтать.

Анна ШПАК