Время новостей
     N°183, 01 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.10.2003
Деприватизационный прецедент
РАО "ЕЭС" в суде отстояло акции Саяно-Шушенской ГЭС
Судебный иск правительства Хакасии о деприватизации Саяно-Шушенской ГЭС, принадлежащей РАО «ЕЭС России», республиканский арбитражный суд вчера оставил без удовлетворения. По сути, это был первый иск, который напрямую касался пересмотра итогов приватизации начала 90-х. После неоднократных заявлений Владимира Путина о том, что таких пересмотров в России не будет, практически все эксперты считали позицию главы правительства Хакасии Алексея Лебедя бесперспективной. Это и подтвердил суд первой инстанции. Впрочем, г-н Лебедь, по сообщениям информагентств, не намерен сдаваться и собирается обжаловать вчерашнее решение.

Судиться за Саяно-Шушенскую ГЭС г-н Лебедь надумал еще в апреле. Но тогда многие говорили о том, что глава Хакасии просто шантажирует РАО «ЕЭС России», которому принадлежит электростанция. Ведь г-н Лебедь причину своего недовольства объяснял желанием сохранить льготные тарифы для республики после реформирования электроэнергетики и даже предложил РАО мировое соглашение: 3,5 коп. за кВт ч до 2020 года -- и Хакасия забирает иск из суда. Правда, по другой версии, которую высказывали аналитики, за губернатором якобы стоят структуры «Русского алюминия», желающего получать дешевое электричество для Саяногорского алюминиевого завода и для этого намеривающегося приобрести акции электростанции. Впрочем, алюминщики всегда открещивались от губернаторского иска и говорили о том, что они уже контролируют Красноярскую ГЭС, расположенную относительно недалеко от Хакасии. В общем, весной никто не мог поверить в серьезность перспектив иска. Но когда летом началось преследование группы «МЕНАТЕП», связанное с приватизацией мурманского завода «Апатит» в 1994 году, на дело вокруг Саяно-Шушенской ГЭС многие стали смотреть по-другому. Даже совет директоров РАО и его председатель, глава президентской администрации Александр Волошин в минувшую пятницу поручили менеджменту энергохолдинга «защитить интересы акционеров», т.е. не допустить деприватизации.

Впрочем, ситуация с имуществом крупнейших российских электростанций до сих пор остается довольно запутанной. Тема о том, кому в действительности принадлежит их имущество, наиболее громко обсуждалась в 2001 году, когда в крупнейшей из независимых от РАО энергокомпаний -- «Иркутскэнерго» -- сменились основные акционеры (владеть ею более чем на 40% стали структуры РУСАЛа и СУАЛа, 40% акций компании до сих пор находится в госсобственности). Тогда неоднократно говорилось о том, что Иркутская и Братская ГЭС -- основные активы «Иркутскэнерго» -- лишь формально принадлежат энергокомпании, плотины же находятся в собственности государства, так как отдавать их в частные руки было запрещено. Поэтому речь шла о проведении допэмисии акций энергокомпаний, которую выкупило бы государство, а в качестве оплаты внесло бы в уставный капитал плотины. А в связи с тем, что глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс заявлял о желании заставить алюминщиков платить за электричество по высоким тарифам, многие предполагали, что вопрос о допэмиссии акций энергокомпаний инициирован им.

С тех пор про эту проблему вроде бы забыли. Но юристы хакасского правительства неожиданно выяснили, что приватизация имущественного комплекса Саяно-Шушенской ГЭС почему-то была проведена. Этим обстоятельством и воспользовался г-н Лебедь. Более того, в Иркутске до последнего времени областная администрация имела в собственности (а затем -- в управлении) часть госпакета акций «Иркутскэнерго», и представители местной власти всегда входили в состав совета директоров энергокомпании. У г-на Лебедя подобных привилегий никогда не было. В 1992 году Госкомимущество передало имущество станции в уставный капитал РАО «ЕЭС России», которое учредило ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС» и передало ему весь комплекс. Юристы г-на Лебедя считают, что Госкомимущество, во-первых, не имело права отдавать ГЭС предприятию, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, а во-вторых, оно должно было согласовать сделку с местной властью. Основным их доводом является признание Конституционным судом в 1993 году неконституционным внесение ГЭС, находящихся на территории Иркутской области и Красноярского края, в качестве вклада в уставный капитал РАО. В связи с этим правительство Хакасии считает сделки ничтожными и требует, чтобы ГЭС вернула в федеральную собственность имущественный комплекс, а РАО -- акции ГЭС.

Однако суд решил, что у правительства Хакасии отсутствует право на подачу такого иска. По сообщениям информагентств, юрист правительства Дмитрий Лобачев заявил по окончании суда, что обжалует решение, так как «заинтересованность Хакасии в ГЭС очевидна -- от нее зависят не только местные и республиканский бюджеты, но и энергоснабжение всей республики».

В РАО же, напротив, удовлетворены решением суда и в очередной раз заявляют о том, что приватизация Саяно-Шушенской ГЭС была проведена законно. Юристы энергохолдинга, по словам руководителя его пресс-службы Татьяны Миляевой, намерены и в дальнейшем (если потребуется) отстаивать эту позицию.

Николай ГОРЕЛОВ