|
|
N°185, 03 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Незапрещенные барабанщики
Марк Пекарский начинает подготовку третьего фестиваля "шумовой музыки"
Фестиваль «Ударные дни Марка Пекарского», завершившийся на этой неделе, включал в себя мастер-классы (в том числе и самого Марка Ильича Пекарского), концерты и даже выставку фотографий. Несмотря на специфичность музыкального направления, интерес публики к «шумовой музыке» не спадал вплоть до самого последнего концерта. Сам Пекарский выступал на фестивале в нескольких ипостасях -- как художественный руководитель и дирижер, как артист и педагог, а также как гостеприимный хозяин, пригласивший в Москву двух выдающихся перкуссионистов -- Робин Шулковски и Джефа Бера, музыкантов, влюбленных в свою профессию и обладающих редкой способностью заражать своим восторгом слушателей.
Робин Шулковски родилась в США, а ныне проживает в Германии. Будучи исключительно чутким музыкантом, она способна различать тончайшие тембральные оттенки, а ее руки способны придать перкуссии звучание... струнных! Шулковски прикасалась к ним с истинно женской нежностью и уже через секунду являлась публике в образе неистовой фурии, приходящей в восторг от оглушительных низких частот большого барабана, вовлекая зал в вихрь своих гипертрофированных эмоций.
Многогранно одаренный немецкий музыкант Джеф Бер -- композитор, художник и скульптор -- начал с того, что представил в культурном центре «Дом» выставку своих фоторабот. Постигающий философию мира через призму простых вещей, придающий большое значение понятиям «внутри» и «вовне», жаждущий света и ищущий тени, автор уводил зрителя в свой глубокий и сложный внутренний мир, во всей красе развернувшийся двумя днями позже на «концерте-медитации» в Рахманиновском зале. Магический облик шамана, приглушенный свет, звуки, выходившие из-под палочек музыканта, -- все это погружало публику в состояние некоторой отрешенности. Подчас создавалось впечатление, что звучит целый ансамбль, и не всегда можно было осознать, происходит это благодаря виртуозности музыканта или его гипнотической силе.
Бер и Шулковски -- очень разные артисты, с совершенно разным подходом к сценическому выступлению. Так, будучи очень открытой в жизни, на сцене Шулковски, казалось, уходит в другое измерение, а все, что остается слушателю, -- наблюдать ее через прозрачную мембрану. Бер же, напротив, во время выступления ненадолго приоткрывал нам двери в свой космос, демонстрируя красоту звезд, и обязательно закрывал эти двери за нами по окончании произведения. Как бы то ни было, восторженные возгласы слушателей сопровождали концерты обоих музыкантов, и сами артисты, похоже, тоже остались довольны нашей восприимчивой публикой. Осталось заручиться словом Пекарского, что эти встречи были не последними. Кстати, именно харизма художественного руководителя и обусловила широкий интерес разных аудиторий к «Ударным дням», многих посетителей которых можно теперь отличить по фирменным значкам фестиваля. Пионеры с барабаном, маримбофонисты и «красный Пекарский» станут входным билетом на третий фестиваль, подготовка которого уже началась.
Екатерина ГЕЛЬЦЕР