|
|
N°199, 23 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Случай был очень тяжелый"
Как спустя год операцию на Дубровке оценивают профессионалы? Корреспондент газеты "Время новостей" Ярослав ЗОРИН попросил рассказать об этом президента холдинга Ассоциаций ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Игоря СЕНИНА.
На мой взгляд, оценка любым подобным действиям силовых структур дается единожды, и что-то менять в ней нет смысла. Сама операция была проведена великолепно, было сделано все в считаные секунды, удалось предотвратить главную угрозу -- взрыв. И лично мне непонятен тот поток негатива, который обрушился на «альфовцев» после штурма. Погибших заложников многие почему-то записывают на наш счет. Спустя год можно сказать, что в тот момент, когда сотрудники «Альфы» выполнили операцию, порядка десяти из них попали в больницу, четверо -- на 1,5 месяца. Это говорит об одном -- они сами не знали о применении спецсредства. У нас была задача захватить или уничтожить террористов, не допустить насилия над мирными людьми.
Уже когда бойцам была дана команда на отход, некоторые почувствовали недомогание и поехали не в часть, а в больницу, толком не поняв, что произошло. О применении специального медицинского газа мы узнали из теленовостей. Сотрудники других спецслужб, участвовавшие в операции, зашли уже в противогазах -- они были предупреждены.
Но однозначно считаю, что так и должно было быть. Да, люди погибли, но в других странах определенный процент (до 20%) смертности среди заложников -- допустимое явление. За последние лет 30, которые группа «Альфа» борется с терроризмом, мы все привыкли, что заложники обычно остаются живы. Но здесь случай был очень тяжелый. Хотя опыт проведения подобных операций у нас наработан. Специалисты постоянно изучают планировки различных зданий и сооружений и отрабатывают возможность штурма. В случае с «Норд-Остом» мы «привязались» к аналогичному зданию ДК, изучили расположение всех возможных входов, выходов и лазов, выгодных огневых точек и т.д.
К сожалению, нашу работу во многом осложняют СМИ -- по телевидению показывают фильмы с подробными рассказами, как была проведена та или иная операция, а террористы телевизор тоже смотрят и газеты читают. Естественно, если, не дай бог, повторится что-то подобное захвату на Дубровке, террористы на 100% будут в противогазах. И лазов в самолетах и зданиях, которыми мы можем воспользоваться, остается все меньше. Но у нас есть свои, можно сказать, эксклюзивные методики, которые, конечно, не раскрываются.
По времени ликвидация боевиков заняла не более пяти минут. Но бойцы, захватывавшие здание, рассказывали, что такого шквала огня они не видели давно. Первый огонь приняли на себя не более 20 бойцов. Благодаря «спецтехнологиям» удалось предотвратить взрыв -- случайное нажатие на смертоносную кнопку «пояса смертника». Дело в том, что у человека на теле есть определенные точки, после выстрела по которым полностью блокируются все двигательные функции, человек как бы «замерзает». При том, что выстрел, естественно, смертельный. Безусловно, «языки» при любой операции очень ценны, но в данном случае боевики бились до конца. Если бы была возможность взять кого-то живым, наши ребята сделали бы это.
Но серьезного урока из событий на Дубровке, на мой взгляд, спецслужбы не извлекли -- как работали в основном по сигналам и выемкам, порой случайным, так и работают. Как и раньше, проносится и провозится и оружие, и взрывчатка, в том числе и при помощи подкупа должностных лиц. С этим очень тяжело бороться. Для предотвращения терроризма нужно вести не только силовую, но и политическую и аналитическую работу.
Беседовал Ярослав ЗОРИН