Время новостей
     N°200, 24 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2003
Михаил Ванин: "Мы ежедневно перечисляем в бюджет более 117 млн долларов"
Единой таможенной системе России завтра исполняется 350 лет. Нынешний руководитель Государственного таможенного комитета Михаил ВАНИН считает, что в этом возрасте таможне России предстоит пережить практически полное обновление в связи с вступлением в силу с будущего года нового Таможенного кодекса. Об этом непростом реформаторском периоде он рассказал в интервью обозревателю газеты «Время новостей» Вере КУЗНЕЦОВОЙ.

-- Михаил Валентинович, с 1 января 2004 года вступает в действие новый Таможенный кодекс. Что должна сделать ваша служба, чтобы он реально заработал как закон прямого действия?

-- Сразу могу сказать, что принятие этого документа вывело Россию в число стран с наиболее развитым таможенным законодательством. Что касается подготовки к введению закона в действие, то у нас нет опасений, что таможенные органы не смогут подготовиться к 1 января.

Некоторые положения нового кодекса уже действуют и приносят положительные результаты. Причем выигрывают и таможня, и бизнес. К примеру, сегодня на некоторых таможенных постах на практике применяется предварительное декларирование и условный выпуск товаров в тех случаях, когда еще не все документы представлены, но платежи уплачены. Применяется и электронное декларирование. Оформление товаров происходит в соответствии с перечнем документов, указанных в кодексе. Используется положение кодекса, позволяющее получателю товаров хранить грузы на своих складах без помещения их на склад временного хранения либо таможенный склад. На таможенном терминале «Лесной», где проходит эксперимент по отработке новых принципов работы, товар, как и предусмотрено новым кодексом, не задерживается более трех дней. Сегодня мы пытаемся ввести жесткие ограничения по срокам оформления грузов практически на всех пограничных пунктах пропуска, что дает свой эффект. Пропускная способность за счет этого существенно увеличивается.

Несмотря на то что административно и структурно сейчас удалось достичь определенных результатов, мы еще далеки от победных реляций.

-- Получается, что скептики в чем-то правы, когда говорят, что вы не успеете полностью подготовиться к введению ТК?

-- Это не так. Правовую базу -- а это 18 постановлений правительства и 77 нормативных актов ГТК -- мы подготовим, технику, процедуры отработаем. Однако есть проблемы, которые не решаются в течение одного дня простой заменой одного документа на другой. Одна из существенных, как бы это ни показалось странным, -- изменение психологии самого таможенника. Так сложилось, что сегодня таможенник в худшем случае человек с ружьем, а в лучшем -- администратор. А в новых условиях он, добросовестно выполняя свои непосредственные обязанности, в то же время должен не препятствовать, а содействовать развитию торговли, помогать экспортеру и импортеру.

Понимая, что кодекс -- это закон максимально прямого действия, нам сегодня предстоит избавиться от «подсказок» в виде трех тысяч ныне действующих подзаконных актов, научиться принимать решения здесь и сейчас. Уже сегодня формируется новая нормативная база. И надеюсь, что мы довольно скоро придем к тому, что будем руководствоваться лишь ста ведомственными нормативными документами.

Поскольку в идеале таможенное оформление должно происходить в режиме on-line, для нас очень важно реализовать проект "Модернизации информационных таможенных систем", средства на который выделяет Всемирный банк. Его воплощение позволит ежегодно пополнять бюджет практически 1 миллиардом долларов. Так что задачи на перспективу имеются, и мы с ними справимся.

-- Таможенный кодекс заставляет вас посмотреть на себя иначе: другие приоритеты, в перспективе, наверное, и другая, более оптимальная структура вашей службы.

-- Реализуя положения нового кодекса, нашей службе необходимо решить триединую задачу. Во-первых, оказывать всемерное содействие торговле. Во-вторых, соблюдать полноту сбора платежей в бюджет. В-третьих, обеспечивать эффективность таможенного контроля. То есть теперь во главу угла мы ставим не фискальные функции, а функции содействия торговле, развития рынка. Исходя из смены приоритетов, будем модернизировать и структуру. Что же касается некоего конечного результата, которого хотели бы достичь, внедряя новый Таможенный кодекс и реформируя собственно таможенную службу, то прежде всего это сокращение времени таможенного оформления до одного дня, времени оформления в пунктах пропуска до десяти минут, единообразие применения таможенного законодательства на всей территории нашей страны, сокращение объема досматриваемых товаров до 8--10%, увеличение собираемости платежей до 1,5 трлн рублей, уменьшение количества ведомственных документов, как я уже сказал, до ста, создание совместных с другими ведомствами информационных баз, максимальная унификация таможенного законодательства с партнерами по ближнему зарубежью. В общем, как шутят мои коллеги, таможенники возлагают большие надежды на новый кодекс, а новый кодекс -- не меньшие на таможенников.

-- Новый ТК еще не вступил в силу, а уже идут разговоры о его изменении. Не дискредитирует ли это документ?

-- Я бы предостерег тех, кто собирается немедленно переписывать кодекс. Надо сначала посмотреть, как он будет работать. У нас, кстати, тоже есть предложения по усовершенствованию ТК. В частности, мы предлагаем рассмотреть вопрос о снижении залоговых платежей для участников внешнеэкономической деятельности. Но о соответствующих поправках, очевидно, стоит говорить не ранее середины 2004 года.

И потом, надо понимать, что сам по себе новый кодекс всех внешнеторговых проблем не решит. Следом должна идти реформа и таможенной службы, и всей фискальной системы. Вне контекста налогового администрирования в целом эту проблему обсуждать неправильно.

-- Вы имеете в виду кардинальное реформирование системы налогово-таможенного регулирования? В частности, вы одним из первых заговорили о введении НДС-счетов как новой довольно эффективной формы обеспечения прозрачности налоговых и таможенных платежей.

-- ГТК и МНС накопили определенный опыт двустороннего информационного взаимодействия. Проводятся работы по организации удаленного доступа наших структур к отдельным базам данных обоих ведомств. Создается межведомственная автоматизированная система, которая на основе объединения информационных ресурсов позволит решить проблему возврата НДС за «ложный экспорт».

Что касается введения НДС-счетов, это важнейшая вещь, которая по сути одобрена правительством. Фактически это прорыв. НДС-счета радикально оздоровят обстановку в сфере внешней торговли. Сегодня возврат НДС -- это ловля рыбы в мутной воде. И как говорят наши руководители, введение НДС-счетов означает, что мы наконец отделим мух от котлет. То есть те, кому государство должно возвращать НДС, будут получать его автоматически. А «иные» -- нет. Поскольку деятельность фирм-однодневок практически впрямую завязана на возврат НДС, то НДС-счета помогут избавиться и от этого зла. Меня недавно на заседании кабинета министров, кстати, спросили: каковы в России масштабы деятельности подобных фирм. Я ответил, что данная болезнь не является исключительной особенностью нашей страны. В других государствах, где взимается НДС, тоже существуют проблемы с фирмами-однодневками. Но вот масштабы их деятельности в России, пожалуй, несопоставимы с другими странами. Так что НДС-счета, да и в целом обеспечение эффективности налогового и таможенного администрирования сегодня как никогда актуальны для нормального функционирования экономики.

-- На заседании правительства, когда рассматривалась тема развития таможенного дела, речь шла о нескольких новациях, предложенных вами. Кстати, одна из них, кажется, даже вызвала критику антимонопольного ведомства. А именно -- стремление сократить количество брокеров.

-- Вопрос не простой. Но все-таки мое глубокое убеждение: таможенными брокерами должны быть крупные компании, которые отвечают своим имуществом и финансами перед бюджетом. Мелкому бизнесу в этой сфере делать нечего. По сути, новый статус таможенного брокера определен самим новым кодексом. Таможенный брокер должен стать финансовым и налоговым агентом таможенных органов. Чтобы попасть в реестр, такие компании должны будут внести довольно крупный залоговый платеж или представить банковские гарантии либо договора-поручительства. В результате этой процедуры и произойдет отбор -- количество таможенных брокеров, очевидно, сократится с тысяч до сотен. Обстановка в этой сфере бизнеса радикально оздоровится.

-- Правда ли, что вы хотите вытеснить с границы другие контролирующие органы?

-- На заседании правительства мы действительно просили членов кабинета поддержать наше предложение о наделении таможенных органов полномочиями по обеспечению применения законодательства в сфере внешней торговли от имени других федеральных ведомств. В таком случае, подобно зарубежным странам, на границе останутся лишь две контролирующие структуры: пограничники и таможенники.

-- То есть больше никаких санэпиднадзоров?

-- Пока это только предложение. Возможно, в ближайшее время оно будет рассмотрено на заседании правительственной комиссии по пограничным вопросам, созданной по инициативе президента.

-- Михаил Валентинович, поскольку таможенная служба России достигла столь почтенного возраста, наверное, вам есть чем гордиться, а может быть даже похвастаться?

-- Первые упоминания о таможенных отношениях на Руси датируются IX веком. Именно тогда, свидетельствуют летописные источники, появился мыт -- таможенная пошлина. Но отсчет лет таможне как государственной структуре мы ведем начиная с XVII века. Царь Алексей Михайлович 25 октября 1653 года подписал указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». Эта дата -- 25 октября -- совпала с датой подписания президентом России другого указа в 1991 году -- «О создании Государственного таможенного комитета». Так что 350-летие и наше 12-летие мы завтра будем праздновать одновременно. А немного похвалиться можно, наверное, масштабностью работы. 68 тысяч сотрудников таможенных органов сегодня осуществляют контроль за перемещением товаров на сумму 150 млрд долл. и объемом более 850 млн тонн. Мы ежедневно перечисляем в бюджет более 117 млн долл. В целом за год рассчитываем пополнить бюджет суммой в 750 млрд руб. Правда, сейчас мы думаем не столько об итогах, сколько о перспективах. К 2008 году мы хотим достичь показателей, соответствующих мировой практике, стать одной из лучших таможенных администраций мира.

Беседовала Вера КУЗНЕЦОВА